![]() |
|
Главная :: Архив статей :: |
Наши друзья ![]() Помощь сайту R935344738975 Наша кнопка ![]() Партнеры |
Архив статей > Химия > Формула малинового звона Формула малинового звона Н. И. Кутузов В синем небе, колокольнями проколотом, Колокола в наши дни стали принадлежностью музеев. Знаменитые Ростовские звоны легче услышать в звукозаписи или в кино, чем на натуре, в Ростове Великом. Тем не менее искусство колокольных дел мастеров осталось составной частью национальной культуры. И поныне остается загадкой, как удавалось нашим предкам без измерительных приборов и точного анализа сплавов создавать «стозвонные» колокола - каждый со своим голосом. Размеры этих певунов становились все больше и больше. И наконец, в 1735 г. литейщик Михаил Моторин отлил известный теперь во всем мире Царь-колокол весом 12 327 пудов, то есть больше 197 тонн. Для таких отливок требовались особые сплавы: прочные, легкоплавкие, текучие, а после твердения - достаточно «музыкальные». Наиболее подходящими оказались известные издревле оловянистые бронзы, иногда именуемые колокольными. Или «певкой медью». «ГУЛКАЯ МЕДЬ, ЗВОНКАЯ МЕДЬ» Как известно, чистая медь плавится при 1083°С; кстати, расплав ее очень красив: окисляясь на воздухе, он приобретает цвет морской волны. Если расплав разогревать и дальше, то при высоких температурах он начинает гореть зеленоватым пламенем. Чтобы расплавить олово, нужен меньший нагрев - всего 228°С. Когда же смешивают эти два металла, то температура плавления их сплава оказывается намного ниже, чем у чистой меди. Это было удобно: плавильные печи для колокольных бронз складывали из обыкновенного кирпича и топили дровами. Свойства оловянистых бронз зависят прежде всего от соотношения компонентов. Чем больше олова в сплаве, тем ниже температура плавления бронзы, тем она более текуча, проще получить отливки с тонкими рисунками и надписями. Однако избыток олова отрицательно сказывается на механических свойствах сплава. Бронза становится слишком твердой и хрупкой, теряет пластичность. Например, бронзу, в которой 6% олова, можно ковать, а сплав, содержащий 27% Sn, настолько хрупок, что от удара молота разлетается на мелкие куски. На колокола шли сплавы, в которых на одну часть олова приходилось по меньшей мере четыре части меди. Если у мастеров были чистые металлы, то составление бронзы не вызывало особых трудностей. Хуже обстояло дело, когда приходилось лить новые колокола из старых, разбитых. Во-первых, литейщикам не был точно известен состав исходного сплава. Во-вторых, бронза при переплавке становилась хуже - гуще или, наоборот, слишком жидкой в расплаве, но хрупкой после твердения. Происходило это потому, что расплав поглощал кислород, олово окислялось до оловянной кислоты. Многолетние опыты литейщиков дали плоды: был найден способ «обезвреживания» металла старых колоколов. В расплав стали добавлять фосфор, который восстанавливал окислившееся олово. У колокольных бронз была еще одна особенность - они требовали твердения при медленном охлаждении. Вместе с тем нельзя было и слишком затягивать процесс: сплав, твердея, распадался на составляющие (в металлургии этот процесс именуют ликвацией). Чем медленнее охлаждение, тем больше степень этого распада, тем более неоднородным получался сплав. А это сказывалось на его прочностных и «музыкальных» свойствах. И все же колокольные мастера умели подобрать оптимальные режимы, хотя, конечно, получить совершенно однородный сплав им так и не удалось. Вот как выглядят результаты анализа проб из разных частей одного и того же колокола (первая колонка - металл верхней части колокола, вторая - средней, третья - нижней): ![]() Свинец попал, видимо, как примесь. Примеси не могли не влиять на прочность сплава и на чистоту звука. В колокольную бронзу иногда вполне сознательно добавляли другие металлы. Считалось, например, что от добавки серебра колокола становятся звонче, звучнее. Царь-колокол отлит из сплава, в составе которого 84,51% меди, 13,21% олова, 1,25% серы, 0,26% серебра и 0,036% золота. Но такое количество серебра и золота вполне могло присутствовать в «чистой» по тем временам меди, например колыванской, а добавление серебра в сплав носило, скорее всего, символический характер. ЛИТЬЕ Процесс отливки колокола был делом трудным, долгим и очень напряженным. В фильме «Андрей Рублев» достаточно точно воссоздана атмосфера этого поистине великого труда. Сначала копали большую яму, стены ее обкладывали кирпичом или бревнами, а сверху возводили навес. Когда яма была готова, приступали к изготовлению глиняных форм. В центре ямы на подставке лепили из глины горку-болван, на нее впоследствии должен был опираться будущий колокол изнутри. В болван же вделывали петли для языка. Когда глина высыхала, ее обмазывали жиром, а поверх накладывали второй слой глины, так называемую рубашку. По толщине и форме рубашка соответствовала стенкам колокола. И рубашке давали высохнуть, а затем и ее обмазывали жиром. Вокруг нее возводили каркас из металлических прутьев, и на него накладывали последний слой глины. Заключительная сушка и обжиг конструкции в целом завершали подготовку. После этого верхнюю часть формы поднимали, и мастер наносил на ее внутреннюю поверхность надписи, рисунки, украшения. А рубашку, которая теперь уже была не нужна, разбивали и удаляли из ямы. Опускали на место верхнюю армированную и украшенную часть формы, тщательно центровали, чтобы в пространство между ней и болваном лить расплавленный металл. Зазор был неодинаков по толщине: выше - тоньше. От профиля стенок колокола зависела гармоничность звучания. Печи для плавки металла строили поблизости от ямы. Обычно сооружали сразу несколько печей, чтобы в них можно было подготовить весь необходимый металл. При изготовлении больших колоколов на форму и болван давили сотни пудов расплавленного металла. Чтобы форма не треснула, ее обкладывали несколькими рядами кирпичей, а иногда всю эту конструкцию забрасывали землей, которую обязательно плотно утрамбовывали. При этом создавались оптимальные условия для охлаждения металла. Известно, например, что Царь-колокол в такой упаковке остывал три дня... ИСТОРИЯ С ГЕОМЕТРИЕЙ От свойств сплава зависит не только сила звучания колокола, но и высота тона. Позже вывели даже математические закономерности: высота основного тона обратно пропорциональна квадратному корню из величины плотности сплава. Квадратичной зависимостью оказалась она связана и с величиной хрупкости. Было замечено, что форма колокола, соотношение между его высотой и диаметром донной части тоже влияет на звучание. Оттого русские мастера делали у колоколов более широкие основания. Вероятно, искусство мастера сводилось к тому, чтобы к данному составу бронзы подобрать подходящую форму колокола: отношение диаметра к толщине стен и высоте. ![]() Софийская звонница в новгородском Кремле. Фото Г. Нарышкина ![]() Один из колоколов Софийской звонницы Интересно что вообще при ударе в колокол обычно слышны один главный и несколько добавочных тонов. Если бы стенка была по всей высоте одинаковой толщины, то добавочные тона если бы и появились, то звучали негармонично. Стенки, закономерно утончающиеся кверху, помогали добиться такой гармонии, что при ударе был слышен целый аккорд: в нижней части основной тон, вверху и посредине - большая или малая терция, а иногда и кварта, вверху - на октаву выше, чем в средней части. Такой гармонии достигали люди, понятия не имевшие о законах гармонии. И о математике, и о химии. Самородки? Гении? Мастера. Когда лили несколько колоколов для одной звонницы, то подбирали их профили так, чтобы звучали гармонично добавочные тона всех колоколов. Обычно их лили по очереди: зная вес и диаметр предыдущего, мастер мог прикинуть, каким должен быть следующий. На звук колокола влияет и то, как в него звонят. Если бьют подвижным языком по неподвижному телу колокола, добавочные тона возникают одновременно с главным. Так испокон веку звонят на Руси. Если же сам колокол ударяется о язык, то тогда в первый момент слышен лишь главный тон, а добавочные нарастают позднее. При быстром раскачивании колокола слышен лишь главный тон, а добавочные теряются. «А НА КОЛОКОЛЬНЕ, УСТАВЛЕННОЙ В ЗАРЮ...» Особо ответственным делом считался подъем готового колокола на высокую звонницу. Рядом с ним сооружали леса с блоками, через которые пропускали крепкие веревки, прикрепленные одним концом к колоколу, другим - к вороту. Начинали вращать ворот (эту работу выполняли несколько десятков людей, иногда им в помощь давали и коней), и тяжеленный кусок металла медленно подымался вверх. От колокольни к лесам шли балки, на них - катки. С помощью этих приспособлений колокол вкатывали в звонницу. Это было событием в жизни города и окрестностей. День подъема колокола становился праздником. Механикус, подрядившийся выполнять эту работу, был героем дня; если все сходило благополучно, он удостаивался награды. Были даже случаи, когда крепостные механикусы получали за свои труды вольную... ![]() Транспортировка колокола. Фото 1902 г. Не только заутреню или вечернее богослужение возвещали колокола. Они гремели «во дни торжеств и бед народных». Набат собирал ополчения и бунтарей. С колоколами неразрывно связаны многие страницы нашей истории. И колокола же - отнюдь не немые свидетели народного гения. Колокола и колокольчики ТУЛЬСКИЙ КОЛОКОЛ НА ШИПКЕ Главный колокол монастыря на Шипке отлит в Туле и оттуда доставлен в Болгарию. Весит он 11 тонн. Звуком этого колокола революционный комитет болгарских повстанцев в 1923 г. известил народ о начале «болгарского 1905 года» - Сентябрьского антифашистского восстания против правительства А. Цанкова, которое историки называют правительством фашистской диктатуры. ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ В ПАРИЖ И ОБРАТНО В 1854 г. во время Крымской войны французы взяли в качестве трофея колокол Херсонесского монастыря в Севастополе, отлитый в 1778 г. в Таганроге из турецких пушек. В Париже его установили на одной из башен Собора Парижской богоматери. Однако в 1913 г. колокол удалось заполучить обратно. За содействие в этом французский консул Луи Ге был награжден русскими орденами: Анны 2-й степени и Владимира 4-й степени. СПАСЕННЫЕ РЕЛИКВИИ Накануне захвата Новгорода гитлеровцами в августе 1941 г. два колокола Софийской звонницы - Праздничный (1614 пудов) и Воскресный (500 пудов) - были закопаны в землю, а три других, в том числе и самый маленький (весом 80 пудов), подаренный городу Борисом Годуновым, погрузили на баржу, чтобы перевезти на другой берег. От прямого попадания немецкого снаряда баржа затонула - так колокола оказались на дне Волхова. Гестаповцы потом жестоко допрашивали священника, видевшего, где затонули реликвии, требуя указать место. Старик не выдал тайны. Сейчас эти колокола снова в новгородском Кремле. И ВСЕ 13 - В ЛАД Самые известные в стране - звоны Ростова Великого, где все 13 колоколов соборной звонницы настроены гармонично. Три самых больших составляют мажорный аккорд: Сысой издает басовое «до», Полиелейный - «ми», а Лебедь - «соль». МЯТЕЖНЫЕ КОЛОКОЛА Иногда с колоколами обходились как с живыми существами. Нарекали, например, особыми именами. В летописи Устюга упоминается колокол Тюрик, а для Валдайского монастыря отлили в 1654 г. колокол по имени Никон. В московском Кремле на колокольне Ивана Великого установлены именитые колокола - Успенский, Реут (ревун), Лебедь, Воскресный. Бывало, что колокола ссылали. Так, в 1591 г. Борис Годунов сослал из Углича в Тобольск набатный колокол, созвавший на восстание посадских людей. Этот колокол сбросили с колокольни и даже наказали кнутом. А Екатерина II приказала вырвать язык у московского набатного колокола, который призывал к бунту 1771 г. Сейчас этот колокол - в Оружейной палате Кремля. «ДАР ВАЛДАЯ» Легенда гласит, что новгородский вечевой колокол Иван III собирался перевезти в Москву, но по дороге, как раз на Валдае, он разбился, и будто бы из его осколков местные жители стали отливать знаменитые поддужные валдайские колокольцы. ![]() «И колокольчик - дар Валдая...» В XIX в. на Валдае работали три колокольных завода, на них обрабатывали в год около 900 пудов металла. Заводу купца Смирнова даже было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб. ![]() Колокольчик, принадлежавший Н. В. Гоголю В с. Пурех Нижегородской губернии, в с. Суксун, г. Слободском Вятской губернии и других местах России также лили поддужные колокольчики с надписью «Дар Валдая». Отливались они даже в Швеции. Отличить шведские несложно: на их внешней стороне - русские надписи, а на внутренней - латинскими буквами.
Главная :: Архив статей :: |