Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Влюбленный Мольер

Пьесу Михаила Булгакова "Кабала святош" во МХАТе ставят уже в третий раз. Ее премьера все время совпадает с переменами в жизни этого театра.

Пока "Кабалу" выпускали в первый раз (спектакль репетировали семь лет, сыграли 15 февраля 1936 года и сняли с репертуара 11 марта после разгромной статьи в "Правде"), Станиславский потерял интерес к театральным постановкам, стал заниматься педагогикой и углубился в изучение своего метода. Премьера второго спектакля (в 1988 году "Кабалу святош" поставил Адольф Шапиро) вышла вскоре после раздела театра на МХАТ им. Горького и МХАТ им. Чехова. Мольера в этом спектакле играл Олег Ефремов. Когда "Кабалу святош" сняли с репертуара, он не раз говорил о ее возобновлении и о том, что Мольера должен играть Олег Табаков. Шапиро отказывался. Постановка была рассчитана на индивидуальность Ефремова, к тому же режиссер считал ее эстетически устаревшей.

После смерти Ефремова его просьбы обрели статус завещания, и третья постановка "Кабалы" снова состоялась в "эпоху театральных перемен". Ее премьера по разным причинам откладывалась. Роль Мадлен вместо Натальи Гундаревой стала играть Ольга Яковлева (замена произошла еще до трагедии, случившейся с актрисой). Возглавивший МХАТ Табаков называл будущий спектакль "опорной точкой репертуара". Было ясно, что булгаковской образ сильно отличается от индивидуальности актера. Ходили слухи, что в новой работе зрители увидят еще неизвестного им Табакова.

В интервью Шапиро говорил, что ставит спектакль, ничем не похожий на прежний. Режиссер уже несколько раз менял шаблонное восприятие известных пьес, придумывая неожиданную трактовку (достаточно вспомнить его спектакль "На дне"). Основным конфликтом "Кабалы святош" всегда оставался конфликт между художником и властью. Самыми запоминающимися эпизодами в спектакле 1988 года были дуэты-поединки двух великих лицедеев: Людовика XIV (его играл Смоктуновский) и Мольера. Придумывая новый вариант, Шапиро вступил в полемику не только с традицией, но и с самим собой.

В его новом спектакле возник образ мира-театра. Здесь даже Людовик (Андрей Ильин) разыгрывает представления со своими подданными. Или с удовольствием наблюдает, как его роль исполняет шут по имени Справедливый Сапожник (Владимир Кашпур). Первым и лучшим актером оказывается, конечно же, Мольер. Конфликт между образом Булгакова и актерской индивидуальностью Табакова разрешился в пользу индивидуальности. Если структура прежнего спектакля больше напоминала многогранник со множеством острых углов, то сейчас она похожа на сферу, вертящуюся вокруг одной оси — Мольера. Отдельные интересно сыгранные роли мало что меняют.

Спектакль о судьбе французского драматурга кажется зеркальным отражением жизненного кредо нового художественного руководителя МХАТа. Главная забота Мольера — благополучие созданного им театра. Посмотрев "Кабалу святош", вспоминаешь первое название труппы Мольера — "Дети семьи". В своем довольно пестром сценическом семействе драматург, в зависимости от ситуации, может быть то строгим отцом, то заботливой нянькой. Чтобы сохранить театр, Мольер-Табаков согласен на любые компромиссы. Если нужно, может униженно просить или изысканно льстить. Энергичный и изворотливый, он обведет вокруг пальца любого. Людовику в этом спектакле никогда не сравниться с Мольером. А уж о том, чтобы превзойти своего придворного драматурга, королю и мечтать нечего. И еще одна неожиданная краска. Желчного, одинокого и разочарованного Мольера 1988 года сменил Мольер влюбленный. Страсть к Аманде (Дарья Калмыкова) — единственная слабость этого внешне неуязвимого человека. Он прощает ей все — даже измену, которую сам видел воочию.

Задуманные Булгаковым конфликты слабеют, а спектакль Шапиро из трагического превращается в жизнеутверждающий. Взять хотя бы финал. В пьесе Булгакова Мольер умирает на сцене во время представления. В новой "Кабале святош" герой тоже бессильно падает на квадрат занавеса, спустившегося из-под колосников. Потом занавес взлетает вверх — и зрители с радостью понимают: он пуст. Герой Табакова просто не может умереть. А то кто будет руководить театром?

http://www.vesti.ru/

Ольга Романцова

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки