Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Неадекватность тестовой оценки или куда податься тугодуму?

ПРЕЖДЕ всего хочу заметить, что я не являюсь противником тестов вообще. Бесспорно, тесты дают нам вполне эффективный инструмент, который может (и, конечно, должен) быть использован в учебном процессе, в том числе и для итоговой оценки знаний. Более того, я могу много сказать в защиту тестов. Но в данном случае не это является моей целью. Я хочу обратить внимание на те разрушительные последствия для нашего образования, которые могут появиться, если тесты станут основным, а тем более единственным инструментом для оценки знаний школьников. Особенно, когда на основе этой оценки будут приниматься важные для школьников или учителей решения: выдача диплома, зачисление в учебное заведение и т.п.

Одним из достоинств тестирования, по общему мнению, является объективность полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как оценку знания учащегося, содержит систематическую ошибку. Причем речь идет об идеальном, в природе не существующем, наподобие идеального газа, тестировании.

Дело в том, что есть достаточно много категорий учащихся, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся прежде всего нередкие в России (и, кстати, среди ученых) "тугодумы", а также так называемые "тестофобы", испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования. По оценкам экспертов (см. например, диссертационную работу Е.Б. Федорова), не более 50% учащихся (в России) попадают в "область адекватности" тестовых технологий.

Похоже, в США этот процент значительно выше. Возможно, одна из причин — длительное использование тестов для самых разных целей. Выработались привычка и навыки. Но главная причина, я считаю, в том, что тесты хорошо соответствуют национальному характеру, американскому менталитету (а вследствие этого уже и постоянное и длительное использование тестов). Но если так, то тестовая методика может потерять свою нейтральность и аполитичность и стать инструментом переделки национального менталитета (о такой цели, кстати, в открытую заявляли некоторые из реформаторов). Может, в этом и состоит незаявленная цель реформ в нашем образовании?

ПОДМЕНА УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ

Утверждение, что цель изучения предмета, отдельных тем — получение твердых знаний и умений в рамках соответствующей программы, есть и банальность, и даже тавтология. Но все же это верное утверждение. Школа располагает различными инструментами, позволяющими установить, насколько хорошо достигнута эта цель учащимися. И только действуя всеми этими инструментами в комплексе, мы можем нужным образом управлять процессом обучения. Здесь особенно важен инструмент, с помощью которого проводятся итоговый контроль, различные виды отбора учащихся.

Реальная школа, хотим мы этого или нет (говорят, что не хотим), всегда подменяет учебную цель: ею становится именно итоговый контроль. При переходе на всеобщее тестирование очень быстро основной целью для учителя станет подготовка к сдаче теста. Не заставят себя ждать и соответствующие методики — да они уже есть, — позволяющие, не изучая по-настоящему предмет, готовить школьников к сдаче теста. Единый же тест для поступления в вузы приведет к полному уничтожению математики в старших классах, а затем и в самих вузах.

СУЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Есть предметы, содержание которых плохо охватывается системой тестов. Да и внутри самого предмета одни разделы и умения легко проверяются с помощью тестирования, а другие — с трудом. Хорошо известно, что "самыми тестируемыми" из математических умений являются арифметические: умения выполнять четыре действия арифметики. На эти темы составлено и составляется много тестов, среди которых встречаются и вполне приличные. Но почти нет тестов, проверяющих умение рассуждать, логически мыслить.

За пределами возможностей тестовых технологий оказывается практически вся геометрия. Понятно, что широкое внедрение тестов просто вытеснит некоторые весьма важные разделы элементарной математики из школьных программ. Кстати, именно это уже произошло в США. Там из школьных программ практически исчезла геометрия, а на уроках математики не учат рассуждать. Здесь я пользуюсь данными международных исследований.

В рамках программы TIMSS было проведено сравнительное обследование уроков математики в 8-х классах трех стран: США, Германии и Японии. Математические рассуждения встречались: в Японии — в 53% просмотренных уроков, в Германии — в 20%, в США — в 0%. Геометрия изучается в США всего в течение двух лет. Замечу кстати, что отставание по программе в США по сравнению с Японией и Германией для детей 13-15 лет составляет два года. Добавлю также, что тесты вбивают в головы учеников ошибочный и даже вредный и для математического развития, и "по жизни" силлогизм: верный ответ — верное решение.

ОТЧУЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Одной из самых больших опасностей, связанных с применением тестовых технологий, является вытеснение из образовательного процесса высококвалифицированных специалистов. Происходит это поэтапно.

Вначале отпадает надобность в них на этапе проверки. С помощью тестов начальство получило возможность реализовать свою давнюю мечту: провести экзамен по математике без участия математиков. Понятно, что самые классные специалисты не станут (и не стали, как показывает международный, да и небольшой российский опыт) принимать участие в этой профанации. (Забавно, что у нас в стране от процесса создания официальных, выпускаемых от имени государства математических тестов отстранены и математики, и специалисты именно по тестам.)

На следующем этапе уже само начальство, увидев достаточно примитивные тесты, начинает вмешиваться и в процесс составления самих тестов. (Именно это, по свидетельству Джерри Беккера, произошло в Калифорнии, где в последние годы развернулась настоящая математическая тестовая война.)

СНИЖЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Использование готовых тестов существенно облегчает работу учителя. В принципе это хорошо. Учитель освобождается от части рутинной работы, появляется свободное время и т.д. Но при этом возникают другие проблемы, в частности проблема поддержания (не говоря уж о повышении) уровня профессиональной (предметной) квалификации. Проверка тестовых заданий и контрольных работ происходит в автоматическом режиме и не дает никакой профессиональной нагрузки. Само учебное пространство, охватываемое тестами, как уже было сказано, составляет лишь часть учебного предмета (здесь речь идет именно о математике). И если учитель не будет использовать специальных и дополнительных средств для своего профессионального развития, просто для "поддержания спортивной формы", он почти неизбежно начнет деградировать.

Более того, система обучения, ориентированная исключительно на использование тестовых технологий, не только не нуждается в хорошо математически подготовленных учителях, но и просто отторгает их.

В 1999 году в США вышла книга Липинга Ма, в которой сравнивается математическая подготовка учителей в Китае и США. Вот одно из исследований. Были выбраны две группы — в Китае и США — учителей начальной школы, которым были заданы одинаковые вопросы. При этом по формальным признакам учителя из США имели более высокую квалификацию: у всех было высшее образование, а у некоторых — степень магистра, в то время как китайские учителя имели образование на уровне педагогического техникума (в нашем понимании). Учителя из Китая показали, по мнению автора, вполне нормальный уровень владения математикой, и о них я не буду говорить. Учителя же из США продемонстрировали полное отсутствие математической грамотности. Например, менее 50% смогли правильно выполнить действие: 1 3/4 : 1/2 . Более 90% сочли верным утверждение, что с увеличением периметра фигуры (в частности, прямоугольника) возрастает его площадь. Лишь один смог построить контрпример.

По свидетельству Георга Малати (Финляндия), менее 1% учителей математики США смогли объяснить, что прямоугольный треугольник с гипотенузой 8 дюймов и высотой на гипотенузу, равной 5 дюймам, не существует. (Вопрос об определении площади такого треугольника входил в один важный тест в течение нескольких лет, при этом никто, включая составителей теста, долгое время не обращал внимания на то, что такой треугольник невозможен.)

ТЕСТЫ, РЫНОК, КОРРУПЦИЯ

Тесты — наиболее рыночная из всех существующих учебных технологий, а возможно, и единственная истинно рыночная технология. Даже создание высококачественных тестов можно поставить на поток, хотя для этого все же требуются хорошие профессионалы и процесс их создания не так уж и дешев, а следовательно, выгоден. Но в том-то и дело, что рыночные отношения очень быстро выталкивают из процесса создания массовых тестов грамотных профессионалов, точнее, они просто не допускаются к этой деятельности. Все разнообразие тестов сводится к одной наиболее примитивной разновидности — тестам с выбором ответа. В результате рынок заполняется откровенной халтурой, а потребитель привыкает к потреблению этой халтуры.

Производство тестов в США уже давно стало весьма доходным бизнесом. Существуют компании с серьезными капиталами и немалыми доходами, специализирующиеся на производстве тестов. Похоже, это наблюдается уже и у нас. Конкурировать с этим бизнесом в сфере образования по прибыльности могут разве что компьютерные технологии, но по совсем другим причинам (не буду углубляться в эту тему). Но, к сожалению, компьютеризация и тесты вовсе не конкуренты, а наоборот, союзники. Из всех образовательных технологий тесты наиболее приспособлены к компьютерной реализации. Компьютеризация и тестирование образуют весьма агрессивный сплав, способный не только поглотить большую часть ассигнований, идущих на образование (у нас), но и дополнительно залезть в карманы налогоплательщиков (платное тестирование, торговля тестами, программами и т.д.) А там, где большие деньги и низкая квалификация, не может не возникнуть коррупция. И США вовсе не исключение.

В последнее время в США разразился ряд крупных скандалов, связанных с большим количеством ошибок, допущенных при итоговом тестировании школьников. Об этом говорится, в частности, в публикациях в газетах "Нью-Йорк Таймс" от 15 и 17 сентября 1999 г. и "Вашингтон пост" от 20 сентября 1999 г. Суть скандалов в том, что многие школьники вследствие плохо подобранных тестов и неверной методики, используемой при обработке результатов тестирования, получили заниженные оценки и были отправлены в летние школы или даже оставлены на второй год. (Должны быть и школьники, получившие завышенные оценки, но об этом в упомянутых заметках ничего не говорится.) Число таких школьников в Нью-Йорке находится, по мнению большинства экспертов, в интервале от 2000 до 3000. (Речь идет о 1999 годе.) Некоторые эксперты называют значительно большие числа. Компания, проводившая тестирование, потребовала от городских властей Нью-Йорка в 1999 году за свои услуги 3,3 млн. долл. В 1998 году она получила 2 млн. По мнению специалистов, подобные явления отмечены и в других штатах, но там заинтересованные компании сумели это скрыть. Власти Нью-Йорка считают также, что серьезные ошибки при проведении итогового тестирования допускались и ранее, но не предавались гласности.

В Интернете 8 ноября 1999 г. появилась статья Джонатана Фокса. Ее название (дословно) — "Поджаривание нашей молодежи" (grilling — поджаривание, допрос с пристрастием). После заголовка следует: "Индустрия по подготовке к сдаче SAT-теста начинается с детского сада. Маленький бланк с кружочками — это большие деньги". (SAT-тесты используются для оценки знаний выпускников школ при поступлении в университеты.) Судя по статье, подготовка к сдаче тестов и сама сдача тестов в Америке — бизнес, о котором наши репетиторы и приемные комисси вузов не могут и мечтать. Похоже, общий ежегодный доход тестовых компаний достигает нескольких миллиардов долларов. Правда, участвуют в этом бизнесе люди, никакого отношения к математике — а большая часть статьи посвящена именно математике — не имеющие. В статье упоминается, например, некий Каплан, который вложил 25 млн. долл. в создание системы тестов для школьников третьего класса. Эти тесты, естественно, за плату можно будет скоро сдавать по Интернету.

На мой взгляд, в этих примерах четко видны признаки наличия коррумпированности в системе образования США.

Вывод очевиден: введение тестирования в качестве основного инструмента для итоговой оценки знаний школьников, для отбора при поступлении в различные учебные заведения, создание специализированных центров (компаний) по производству тестов, пользующихся официальной поддержкой, резко ухудшит качество нашего образования, создаст благоприятные условия для развития новых и опасных видов коррупции в системе нашего образования.

PS. Все примеры в моей статье относятся к американской системе образования, поскольку именно США являются мировым лидером в использовании тестовых технологий в образовании, и наши апологеты тестов неизменно приводят ее в качестве образца, которому надо подражать. Из приведенных примеров можно увидеть также, что проблемы образования и даже конкретно математического образования очень волнуют американское общество и широко обсуждаются на страницах самых авторитетных изданий. И здесь мы можем только позавидовать американским педагогам и ученым. Игорь Федорович Шарыгин — член исполкома Международной комиссии по математическому образованию (EC ICMI)

from Наука, Независимая газета

add red.lenty

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки