Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

22 февраля — 152 года со дня рождения русского живописца Федора Александровича Васильева(1850-1873)

Федор Александрович Васильев. Пейзажист. Не только живописец, но и выдающийся рисовальщик. Родился в г. Гатчине недалеко от Петербурга, был добрачным сыном бедного чиновника и считался незаконнорожденным. На первом году жизни переехал с родителями в Петербург. Очень рано обнаружил художественные способности. С детского возраста вынужден был зарабатывать — разбирал корреспонденцию на почте и т.п. Был, по-видимому, и помощником у реставратора Академии художеств П.К. Соколова. Не позднее 1863 года поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников и проучился там до 1867 года. Огромное значение в духовной жизни Васильева имела встреча с И.Н. Крамским, положившая начало их большой дружбе.

Васильев — частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И.И. Шишкиным, ставшим его истинным учителем. Так, лето и осень 1867 года Васильев провел с Шишкиным на острове Валааме, сделав множество рисунков и этюдов. По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы. 1867 год можно считать первым в самостоятельном творчестве и художественных поисках Васильева. Лето 1869 года он прожил в Тамбовской и Харьковской губерниях — в имениях П.С. Строганова Знаменское и Хотень. К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) — наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет — и "После дождя. Проселок" (1869, ГРМ). В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869). Летом 1870 года он вместе с И.Е. Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В.Е. Репиным и художником Е.К. Макаровым совершил путешествие по Волге. Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, — результат этой поездки. "Вид на Волге. Барки" (1870, ГРМ) — произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. В 1871 году исполнена одна из кардинальных работ Васильева "Оттепель" (ГТГ, авторское повторение — ГРМ). Сильное моциональное воздействие этой картины на современников было обусловлено единым восприятием русской сельской природы и нищеты народной жизни, тонко переданных художником. В ту же зиму Васильев поступил в Академию художеств, что освобождало его от рекрутской повинности, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. В Ялте художник прожил последние два года своей жизни. Тоскуя по родным местам, он написал здесь "Мокрый луг" (1872, ГТГ), "Заброшенную мельницу" (1872-1873, ГТГ), "Болото в лесу. Осень" (не окончено, 1873, ГРМ). Южная природа поначалу была чужда Васильеву, но постепенно он понял и полюбил ее. Наиболее значительная его картина, посвященная Крыму, — пейзаж "В Крымских горах" (1873, ГТГ), сочетающий эпическое и глубоко поэтическое начала.

Васильев — не только исключительно яркий талант, но выдающийся пример подвижника, целиком отдавшего себя искусству, не переставшего работать до последнего своего часа. Вопреки трагической краткости его жизни, наследие художника весьма обширно, а его вклад в развитие русского искусства необычайно весом. Проложив новые пути в русской пейзажной живописи, достигнув большой глубины в передаче человеческого чувства в общении с природой, он оказывал влияние даже на старших своих современников — И.И. Шишкина, И.Е. Репина. И.И. Левитан считал Васильева одним из своих учителей.

Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984. С.7

По материалам: http://www.russianculture.ru

Подготовил
Олег Любимов

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки