Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

35 лет стартует с севера легкий носитель "Космос-3М", но скоро его заменит новая ракета

35 лет назад, 15 мая 1967 года, с Государственного испытательного космодрома Плесецк (в те годы — Научно-исследовательский испытательный полигон Министерства обороны) впервые стартовала ракета-носитель "Космос-3М", самый массовый и надежный отечественный носитель легкого класса. Тогда она вывела на орбиту космический аппарат ("Космос-158").
А ее штатная эксплуатация на космодроме началась с 1971 года. Для пусков этой РН по проекту Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) был построен новый стартовый комплекс на две пусковые установки. Кроме того, под данный тип носителя впоследствии был переоборудован и стартовый комплекс "Радуга", с которого производились ранее пуски РН "Космос-2" (в настоящее время одна из ПУ переоборудована под конверсионную РН легкого класса "Рокот").
Всего же "Космос-3М" стартовала с космодрома Плесецк 402 раза, выведя на орбиту 705 КА и 8 субспутников. А с учетом ее запусков с космодрома Байконур и полигона Капустин-Яр было произведено 414 запусков ракеты — носителя (396 из которых — полностью успешные).
Ракета-носитель (эскизный вариант) была создана под руководством главного конструктора М.К. Янгеля в начале шестидесятых в Особом конструкторском бюро N586 (ныне — ГКБ "Южное", г. Днепропетровск) на базе баллистической ракеты средней дальности Р-14У. Затем она была передана для изготовления и дальнейшего конструкторского сопровождения вначале в ОКБ-10 (г.Красноярск) — главный конструктор Михаил Решетнев, а с 1970 г. в производственное объединение "Полет" (г. Омск).
Важнейшей особенностью двухступенчатой ракеты космического назначения легкого класса "Космос-3М" (11К65М) (стартовой массой — 109 т., длиной — 32,4 м), является ее универсальность.
Она обеспечивает запуски КА на эллиптические и околокруговые орбиты высотой от 250 до 1700 км с наклонениями 51,66,74 и 83 град., при этом масса полезного груза составляет от 1500 кг (высота орбиты 250 км) до 500 кг (высота 1700 км). РН "Космос-3М" способна выводить на орбиту в одном пуске до 8 КА. Она также может выводить КА массой до 850 кг на синхронно-солнечную орбиту высотой 475 км и наклонением 97,3 град.
Подготовку РН "Космос-3М" к пуску обеспечивает на техническом комплексе за 34-36 часов расчет численностью 20-25 человек. В целом уровень автоматизации работ при подготовке РН — около 70%.
Этой ракетой-носителем выводились на орбиты ИСЗ серии "КОСПАС" системы спасения "КОСПАС-САРСАТ", индийские "АРИАБХАТА", "БХАСКАРА", французский "СНЕГ", шведский "АСТРИД", американский "ФАЙСАТ-1", немецкие "ЧАМП", "БЕРД", "МИТА", "Синхуа-1" (КНР) и "Снап-1" (Великобритания), а также отечественные навигационно-связные КА.
Кроме того, с помощью РН этого типа проводились многочисленные астрофизические, технологические и другие эксперименты в интересах отечественных и международных организаций, в том числе и при суборбитальных полетах, продолжительность которых может достигать 48 минут.
Выведение спутников на заданные орбиты осуществляется по схеме с двукратным включением двигательной установки малой тяги второй ступени. После первого включения полет второй ступени происходит по переходной траектории, в расчетной точке которой вторым включением двигательной установки обеспечивается дополнительное приращение скорости, необходимое для выведения КА на требуемую орбиту.
По оценке американских специалистов, проводивших сравнительный анализ 18 типов различных ракет-носителей легкого класса, созданных в различных странах, в настоящее время "Космос-3М" — один из самых совершенных носителей в мире в своем классе.
С 15 апреля 1992 года пуски РКН "Космос-3М" с космодрома Плесецк проводятся с учетом реализации мер по защите окружающей среды от проливов ракетного топлива, которое остается в отработавших первых ступенях. Количество топлива, остающегося в баках ступени, уменьшено на 15%.
ПО "Полет", где создаются РН "Космос-3М", является одной из крупнейших аэрокосмических корпораций России с широким диапазоном производства (ракеты-носители, космические аппараты, ракетные двигатели, транспортные самолеты и другая техника). Ее мощный потенциал способен обеспечить развитие и долгую жизнь РН "Космос-3М".
В частности, в настоящее время конструкторское бюро объединения проводит работы по модернизации ракеты-носителя под названием "Взлет" ("Космос-3МУ") основные направления которой, по мнению главного конструктора ПО "Полет" Виктора Маркелова состоят в следующем:
— замена устаревшей аналоговой системы управления на современную цифровую;
— замена системы телеметрических и траекторных измерений на на современные системы;
— улучшение эксплуатационных характеристик и сервисных возможностей РН;
— увеличение зоны полезной нагрузки;
— существенно улучшатся экологические характеристики новой РН, она будет способна осуществлять пространственный маневр второй ступенью для расширения диапазона наклонения орбит при сохранении существующих трасс пусков и районов падения отделяющихся частей РН. Стартовая масса ее будет 111 тонн, длина 33,1 м, масса полезного груза, выводимого на круговую полярную орбиту, высотой 200 км увеличится на 25%.
Модернизированная РН будет обладать повышенной точностью выведения КА на околоземные орбиты (ошибки выведения на круговую орбиту высотой 1000 км будут составлять по высоте+3,5 км, по наклонению+2,0 угл.мин., по периоду обращения+2,5 сек., что на порядок выше ныне существующей модификации).
Предполагается, что новая РН сохранит высокий уровень надежности своей предшественницы "Космос-3М" и будет эксплуатироваться на космодроме Плесецк.
К слову, очередной старт ракеты-носителя "Космос-3М" с КА военного назначения запланирован с космодрома Плесецк на последние числа мая с.г.

15.05.2002. Москва, Пресс-служба Космических войск

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки