|
Главная :: Архив статей :: |
Наши друзья Помощь сайту R935344738975 Наша кнопка Партнеры |
Главная страница > Архив новостей Числом поболее, ценою подешевле(Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Л.В. Жуков, И.И. Соколова. СПб МиМ 1998) Мы живем в непростое время. Почти всем приходится, даже покупая самое необходимое, постоянно оглядываться на цену. Книги — не исключение. В том числе и учебные. Не все могут тратить каждый год значительные суммы на покупку учебников, атласов, пособий и т.п. Цена, разумеется, оказывается особенно высокой, если они изданы на хорошей бумаге, в цвете, с великолепной полиграфией. Поэтому понятно желание делать дешевые пособия. Вопрос только в том, где остановиться в стремлении дать максимум информации за наименьшую цену да еще и в небольшом формате. На наш взгляд авторы и издатели рассматриваемого пособия (хотя сами-то в конце концов наверняка были бы рады разработать красивое издание с множеством высококачественных цветных фотографий) идеального сочетания так и не смогли. Рабочая тетрадь по астрономии издана максимально простым способом: на плохой бумаге, без цвета (собственно вообще без иллюстраций, кроме графиков и т.п.), что делает даже 125-страничную книжку при тираже 20 000 экземпляров со дешевой. Однако, в сочетании со стремлением втиснуть в 125 страниц огромное количество заданий (зачастую малоинтересных) дешевое издание становиться малопригодным для употребления. Пособие основывается на стандартных учебниках. И кроме собственно большого числа заданий включает в себя подвижную карту звездного неба (что действительно очень важно), списки литературы для дополнительного чтения (правда, там много сильно устаревших книг) и примеры билетов по астрономии. Кроме этого, выделяются наиболее сложные задания (привычные "звездочки"), а также материал для запоминания. Изложение разделено на 9 тем (при этом вся внегалактическая астрономия и космо почему-то отнесены к теме "Наша Галактика"). Причем, как это, увы, стало обычным в отечественных пособиях, на все звезды, Солнце, галактики и космологию (представленную лишь двумя вопросами, хотя это сейчас большая и бурно развивающаяся часть астрофизики) приходится менее 25% объема. И даже если добавить описание тел солнечной системы, то получиться<40%. Т.е. на наш взгляд тетрадь (как и некоторые учебники) перегружена ненужным и неинтересным материалом в ущерб захватывающим новым данным (например непонятно зачем ученикам детально (!) знать теорию Птолемея). Кроме того, что заданий много, на их выполнение отводится очень мало места. Затруднительно на 8 строчках тетради ученическим почерком сформулировать и обосновать (!) свое мнение о распространенности жизни на планетах солнечной системы, планетах вокруг других звезд нашей Галактики и во Вселенной вцелом, или на 3 строчках перечислить и описать успехи астрономии и небесной механики в 18-19 веках. Встречаются и некоторые неточности (хотя их немного). Так например, авторы настойчиво путают понятие блеска и яркости. Используются неупотребляемые (типа "белого гиганта") или вышедшие из употребления термины и понятия. К примеру, выделение из астрофизики космологии и отдельное рассмотрение космогонии — давно ушли в прошлое. Есть в тетради некорректно или неточно поставленные вопросы, требующие дополнительных пояснений. Но главный недостаток — именно неправильно выбранный подход, заключающийся в наиболее дешевом впихивании огромной информации в отдельно взятую тетрадь, как будто задача обучения астрономии в школе — лишь запоминание огромного количества мертвых сведений, зачастую малоговорящих о природе небесных объектов. Задача МАССОВОГО преподавания астрономии совсем в другом. Нужно просто распахнуть огромный мир Вселенной, показать многообразией и красоту небесных объектов, описав лишь самые основные закономерности. существующие в этом мире. Конечно, донести до ученика какую-нибудь несущественную формулу об абсолютной звездной величине гораздо дешевле, чем показать во всей красе снимок с изображением множества галактик, полученный Космическим телескопом. Но может быть тогда придумать вместо сухой формулы или определения что-то другое? Совсем отказаться от формул и тем более определений (особенно в 11 классе) нельзя, это все разумные люди понимают, но и сводит всю школьную астрономию к черно-белому тексту и графикам — кощунство в своем роде. Для тетрадей по астрономии такой максимально дешевый стиль не подходит (как не подошел бы он, например, для биологии или географии). Можно сравнить это пособие с тетрадью Е.П. Левитана. Конечно, последняя заметно дороже. Но зато она действительно способна не только облегчить работу учителя, но и заинтересовать ученика, ввести его в мир астрономии, ради чего все и затевалось. Возможно, кто-то скажет, что сейчас в таких пособиях есть смысл, что они упрощают жизнь учителя и т.п. "На безрыбье ..." Так что покупатели на двадцатитысячный тираж в 140-миллионной стране наверняка найдутся. Но хочется верить, что учебники, неспособные привлечь к себе внимание ученика (а в случае астрономии для этого обязательно нужны хорошие иллюстрации) когда-нибудь уйдут в прошлое. Не надо слишком экономить на образовании. Себе дороже. "Научно-популярное ревю" Сергея Попова
Главная :: Архив статей :: |