Россия будет готовить полет на Марс и развивать космический туризм
В 2006 году в России начинается эксперимент, подготавливающий полеты на Марс, передает РИА "Новости". Об этом в прямом эфире радиостанции "Голос России" сообщил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
"До 2015 года в программе агентства подготовки пилотируемого полета на Марс нет, — указал он. — Но со следующего года начинается наземный эксперимент в Институте медико-биологических проблем. Планируется, что международный экипаж из шести человек в течение 500 дней будет имитировать полет на Марс."
Перминов также сообщил, что до 2015 года запланирован автоматический, непилотируемый полет на спутник Марса Фобос, во время которого будет отрабатываться вся система взлета, посадки на Фобос, забор грунта и возвращение на Землю.
Также Анатолий Перминов сказал, что Россия намерена продолжать работу по туризму в космосе.
"Во-первых, это один из способов финансирования будущего развития космической программы, а во-вторых, это дает возможность людям без серьезной подготовки побывать в космосе", — сказал глава Роскосмоса.
При этом, подчеркнул он, отработанные полеты на МКС, принять участие в которых предлагает Российское Федеральное космическое агентство, более надежны и безопасны, чем суборбитальные полеты, о которых сейчас много говорится в Соединенных Штатах.
Перминов рассказал о планах стратегического развития в области космических исследований.
"Долгосрочные цели Федерального космического агентства России возможно качественно и глубоко решать только на основе международного сотрудничества", — заявил он.
В числе долгосрочных целей он назвал исследование космического пространства, пилотируемую космонавтику, научное развитие и научное исследование глубокого космоса. Среди приоритетных краткосрочных целей главная — создание или восстановление орбитальной группировки из космических аппаратов для всех систем, в первую очередь, для систем связи.
Анатолий Перминов рассказал о том, что сегодня в России разрабатывается многоразовый пилотируемый космический корабль "Клипер", уникальность которого в том, что он будет так же надежен, как и "Союз", и так же комфортен, как "шаттл", и с повышенной грузоподъемностью.
Новый корабль рассчитан не на три, как нынешние "Союзы", а минимум на шесть человек, среди которых будет командир, бортинженер и 4 пассажира — туриста или иссследователя. Корабль будет рассчитан примерно на 24 полета.
"Клипер" разрабатывается с прицелом на Марс
Новейшая разработка РКК "Энергия" — многоразовый космический корабль "Клипер" разрабатывается с прицелом на полеты к Марсу и Луне. Об этом РИА "Новости" сообщил заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК "Энергия" Борис Сотников.
"Клипер" может быть с успехом задействован в межпланетных полетах", — сказал Сотников. "До Марса и обратно экипажу необходимо лететь на межпланетной станции, а вот спускаться на Землю с околоземной орбиты нужно как раз на "Клипере", — пояснил он.
По словам Сотникова, разрабатываемый "Энергией" "челнок" можно использовать и для "катаний" космических туристов. "Некоторые богатые граждане, особенно с Ближнего Востока, сейчас проявляют повышенный интерес не столько к недельному полету на МКС, а к автономной космической прогулке", — сообщил он в этой связи.
По описанию Сотникова, новый космический корабль внешне будет похож на стилизованный утюг без ручки, летящий в космосе подошвой вниз. "Корабль, над разработкой которого РКК "Энергия" работает с 2000 года, имеет несущий корпус, по форме напоминающей утюг", — отметил он. "Наш многоразовый корабль будет пристыкован к ракете-носителю не сбоку, как американский "шаттл", а установлен сверху, как и его предшественник "Союз", — уточнил Сотников.
По словам эксперта, хотя при проектировании "Клипера" был использован весь научный и практический опыт, накопленный при многолетней эксплуатации "Союзов", новый корабль имеет ряд принципиальных отличий. "Клипер" — возвращаемый корабль, он может брать на борт до 7 человек экипажа и доставлять на орбиту груз до 700 килограммов", — подчеркнул он. Кроме того, корабль сможет находиться в автономном полете до 10 суток, а в случае возникновения экстренной ситуации на МКС с большим комфортом, чем в спускаемой капсуле "Союза", эвакуировать экипаж на Землю.
Отвечая на вопрос о нынешнем состоянии финансирования проекта, Сотников отметил, что пока РКК "Энергия" разрабатывает "Клипер" на инициативной основе за свои собственные средства.
"Ранее от Росавиакосмоса была получена некоторая сумма, но она, к сожалению, крайне незначительная", — отметил он.
По словам эксперта, сейчас проект вошел в очень важную стадию, когда уже просто необходимо подключать смежников, а средств на это нет. Он выразил надежду, что с появлением Федерального космического агентства финансирование проекта "Клипер" улучшится.
"Если будут средства, новый корабль может быть готов уже к 2010 году", — сказал эксперт.