Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

На индийском лунном зонде будут работать три европейских прибора

В 2007-2008 годах Индия собирается отправить к Луне свой первый исследовательский зонд Chandrayaan-1. Вес этого аппарата составляет 525 г. Его планируется вывести на полярную окололунную орбиту высотой 100 км, где он и будет работать в течение двух лет. Основная задача этой миссии: составление минералогической карты поверхности Луны. Эту задачу будут общими усилиями выполнять несколько приборов. В их числе будет американский спектрометр Moon Mineralogy Mapper (M3), который может с высокой точностью определить наличие и содержание на поверхности Луны различных химических элементов и минералов. Об этом пишет "Россия-он-лайн" по материалам SpaceDaily.
На борту Chandrayaan-1 будут также установлены три европейских прибора (официальное соглашение об этом было недавно подписано):
— Рентгеновский спектрометр Chandrayaan Imaging X-Ray Spectrometer, разработанный Лабораторией Резерфорда (Великобритания). Он работает с рентгеновским излучением с энергией в диапазоне 0,5-10 кэВ. Для определения содержания различных химических элементов в поверхностном слое лунного грунта в нем используется метод рентгеновской флуоресценции. В состав этого же спектрометра входит монитор излучения Солнца, который будет записывать интенсивность солнечного излучения в рентгеновском диапазоне длин волн.
— Инфракрасный спектрометр Near Infra-Red (IR) Spectrometer, работающий с ближнем ИК-диапазоне длин волн. Он разработан в Институте им. Макса Планка (Германия). Этот спектрометр опять же будет измерять содержание различных минералов на поверхности Луны.
— Анализатор Sub keV Atom Reflecting Analyser, предоставленный Институтом космической физики Швеции. Он был разработан в сотрудничестве с индийскими специалистами. Этот атомный анализатор будет определять химический состав летучих веществ, образующихся при ударе частиц солнечного ветра о поверхность Луны, и выявлять аномалии поверхностного магнитного поля Луны. Все эти приборы (точнее их копии) сейчас работают в окрестностях Луны на европейском зонде SMART-1.
Кроме того, на Chandrayaan-1 будут установлены собственные индийские приборы:
— стереокамера Terrain Mapping Camera с разрешением 5 м, охватывающая на поверхности Луны полосу шириной 20 км;
— мультиспектральная камера Hyper-Spectral Imager, работающая в диапазоне длин волн от 400 до 900 нм со спектральным разрешением 15 нм, пространственным разрешением 80 м и охватом 20 км.
— лазерный дальномер Lunar Laser Ranging Instrument с вертикальным разрешением 5 м.
В соответствии с подписанным соглашением, ученые Европейского космического агентства получат доступ к научным данным, которые будут поставлять европейские приборы.

Самолеты будут заправлять углем и кукурузой

Как пишет Петр Образцов на сайте газеты "Известия", разработано горючее для авиации на основе биоотходов и угля и без использования нефтяных углеводородов.

Огромные площади сельхозугодий в США уже засажены кукурузой, из которой получают синтетический этанол (обычный спирт) для использования в качестве добавки в топливо для автомобилей. Переход к возобновляемому топливу взамен нефтяных углеводородов происходит на фоне апокалиптических предсказаний о скором истощении месторождений нефти и глобальном потеплении, якобы вызванном деятельностью человека. Однако въедливые ученые уже подсчитали, что для производства 1 литра биотоплива требуется более 1 литра нефти — для работы тракторов и комбайнов, для производства пестицидов и для самого микробиологического синтеза этанола.

Добавки биотоплива обычно составляют менее 30%, остальные 70% — все тот же бензин или авиационный керосин. Однако химикам Центра исследований окружающей среды Университета штата Северная Дакота (США) недавно удалось обойтись без нефтяных углеводородов. Они разработали новые катализаторы для осуществления процесса ожижения угля — реакции между ископаемым углем и водородом, источником которого служат те же биомасса и уголь. Биотопливо получают традиционным путем из отходов сельхозпроизводства.

Ожижение угля в промышленных масштабах было осуществлено в Германии еще в 20-е годы прошлого столетия, а с началом Второй мировой войны синтетический бензин, получаемый по так называемому методу Фишера-Тропша, стал одним из основных видов топлива в нацистской Германии, отрезанной от почти всех источников нефти. Впоследствии из-за открытия богатейших аравийских месторождений нефти этот процесс широко использовался только в ЮАР, существовавшей в условиях международной блокады.

Таким образом, химики из Университета штата Северная Дакота не изобрели новую технологию, но значительно усовершенствовали уже хорошо известный процесс. Сейчас они проводят испытания своего топлива в лабораторных условиях, но вскоре собираются тестировать горючее на самолетах ВВС США — в ходе ожижения получаются углеводороды с более высокой температурой и удельной энергией горения, а это делает новое топливо особо привлекательным именно для военных реактивных самолетов. Впрочем, экономичность топлива еще предстоит рассчитать и понять, при какой цене на нефть его выгодно использовать.

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки