100 лет назад, в августе, родился выдающийся бас России.
Борис Романович Гмыря — выдающийся оперный и камерный певец — родился 5 августа 1903 года в уездном городке Лебедине на Сумщине в семье рабочего-каменщика. С 11 лет вынужден был работать по найму, чтобы помогать семье. Сначала работал "мальчиком" при канцелярии. С 16 лет попал в Севастополь, работал грузчиком, кочегаром на катере, матросом. Дальнейший путь сам Гмыря описывал так:
"...я принял для себя решение во что бы то ни стало получить высшее образование. Задача нелегкая, если учесть, что, кроме элементарной грамоты, полученной в церковно-приходской школе, я не имел никаких знаний. Осуществление этого решения пришло не сразу, много лет нужно было поработать, чтобы, имея за плечами уже 23 года жизни, получить возможность учиться на рабфаке. Приходилось совмещать дневную работу с вечерними занятиями на протяжении всех четырех лет учебы. Но вот рабфак закончен успешно, и передо мной двери заветного вуза — Харьковского инженерно-строительного института. Пять с половиной лет упорной учебы дали свои результаты — я успешно закончил институт. Поставленная задача выполнена; я имею высшее образование, я инженер-строитель и как с отличием закончивший институт выдвинут на научно-исследовательскую работу.
Но не здесь оказалось мое жизненое призвание. Меня увлекало искусство. Еще юношей я любил рисовать. Не могу забыть и той душевной сладости, охватывавшей меня с детства при звуках фортепиано, раздававшихся из "панского" дома за высоким забором. Мог слушать часами далеко невзыскательную игру.
Мое поприще певца начиналось, как и у многих, с выступлений в студенческой самодеятельности то в роли солиста, то в роли запевалы и даже руководителя хора. Спустя какое-то время решил я показаться преподавателю пения — профессору консерватории П.В. Голубеву. Прослушал он меня и говорит: "Материал профессиональный, пению нужно учиться, но Строительный институт надо окончить, чтобы специальность была".
И вот, параллельно с учебой в Строительном институте, я учусь на подготовительных курсах консерватории, особое внимание уделяя теории музыки и пению. И вдруг меня приглашают на постоянную работу в Харьковский академический театр оперы и балета в качестве солиста. Предложение заманчивое, но шаг рискованный. Но предложение я принял и 16 августа 1936 года открыл счет годам моей оперной деятельности. В концертах я выступал еще с первых дней учебы в консерватории.
Два года я пел небольшие партии, но наряду с ними мне поручали уже и первые роли: Томского в " Пиковой даме", Галицкого в "Князе Игоре", Вакулинчука в опере "Броненосец Потемкин", Половцева в опере "Поднятая целина".
В январе 1939 года я принял учатие во Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве, где мне были присуждены вторая премия и звание лауреата. В том же году осенью я окончил Харьковскую консерваторию по классам профессора П.В. Голубева (пение) и профессора С.Д. Масловской (сценическое мастерство). Окончил с отличием и сейчас же был приглашен в Киевский оперный театр. Все эти годы я много работал и над камерным репертуаром..."
Итог творческой деятельности Б.Р. Гмыри — 37 оперных партий, более 550 камерных произведений, народные песни, песни советских авторов. Партию Бориса Годунова певец готовил в оперной студии консерватории. Спектакль "Борис Годунов", посвященный 100-летию со дня рождения Мусоргского был его дипломной работой. Через 15 лет Гмыря снова исполнил партию Бориса — теперь уже на киевской сцене. Гмыря неоднократно говорил и писал, что Мусоргский — его любимый композитор, и что он многому учился у русских классиков. Последнюю оперную партию — Сальери — он исполнил в 1962 году в концертной постановке оперы Н. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери", где выступил также и как режиссер.
Оставив театральную сцену, артист продолжал систематически выступать на концертной эстраде. Борис Романович не раз высказывал мысль, что камерное творчество также отличается от оперного, как акварель от живописи маслом. Певец часто был первым исполнителем сочинений советских композиторов. Среди таких премьер — вокальный цикл Д. Шостаковича "Пять романсов на стихи Е. Долматовского", написанный в 1954 году специально для Гмыри. В концертном репертуаре певца было много романсов украинских композиторов — Н. Лысенко, Я. Степового, Стеценко, Косенко. Целые программы народных песен были подготовлены и исполнены артистом совместно с Государственной капеллой бандуристов и Государственной хоровой капеллой Украины "Думка".
Не только высокое вокальное мастерство, но и сама позиция артиста, глубоко национальная сущность, его художественные принципы — реализм, народность, демократичность — делают его понятным во всех уголках земли и определяют выдающееся значение Народного артиста советского Союза Бориса Романовича Гмыри в современном исполнительском искусстве.