15 августа 2002 года — 215 лет со дня рождения А.А. Алябьева, выдающегося композитора и участника Отечественной войны 1812 года
Александр Александрович Алябьев(1787-1851)родился 15 августа 1787 года в городе Тобольске в семье губернатора, получил отличное и разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора, который был покровителем местного театра и оркестра, не пропускала, практически, ни одного спектакля и концерта.
С конца 1790-х годов семья живет в Москве. В Тобольск А.А. Алябьев возвратился в 1828 году уже как ссыльный, лишенный чинов, орденов и дворянского звания. В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ. Оттуда он в 1833 году был направлен в Оренбург, а в конце 1830-х годов Алябьев приехал в Московскую губернию без права проживать в Москве. Это право он получил лишь в 1843 году.
Родители воспитали его деятельным и общественно мыслящим патриотом своего Отечества. В тяжелый для России период — в год наполеоновского нашествия — Алябьев добровольно поступил на военную службу и принимал участие в сражениях до конца войны. Примечателен факт участия Алябьева в беспримерной по изобретательности и смелости операции по взятию Дрездена, организованной и проведенной, практически, без потерь знаменитым партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым (им тогда было, соответственно, 26 и 29 лет). Алябьев в составе русских войск вошел в Париж. Затем военная служба продолжалась в Петербурге, где он сочинил, в 1915 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню<Один еще денек>. В 1823 году Алябьев выходит в отставку в звании подполковника и переезжает в Москву.
Формированию и развитию творческой личности Алябьева во многом способствовало общение с обширным кругом выдающихся людей России, с которыми он был знаком или дружил в течение длительного времени. Среди них герой Отечественой войны 1812 года поэт и партизан Денис Давыдов, драматург А.С. Грибоедов, актер М.С. Щепкин, врач и филолог В.И. Даль, поэт Н.П. Огарев, композитор А.Н. Верстовский...
В "доперестроечный" период, когда в нашей стране еще отсутствовала свобода действий на отторжение народа от национальной культуры, практически, даже далекий от классической музыки человек знал, что есть такой романс Алябьева "Соловей", который в наше время прочно "захватили" колоратурные сопрано.
Романс Алябьева "Соловей" впервые был исполнен 175 лет назад, 7 декабря 1827 года в московском Большом театре солистом оперы, тенором Петром Александровичем Булаховым, отцом известных авторов русских романсов Петра и Павла Булаховых. Успех был ошеломляющим. Романс быстро приобрел широкую популярность в России и за ее пределами, он вызвал волну художественных явлений в России и в других странах. Его стали исполнять русские и иностранные артисты, он вошел в репертуар цыганских певцов, постоянно использовался в качестве вставного номера в опере Россини "Севильский цирюльник"... Появилась масса вокальных и инструментальных обработок. Например, большую известность получили фортепианные транскрипции Глинки (1833 г.) и Листа (1842 г.), а незадолго до своей смерти, в 1856 году, Глинка переложил в Берлине этот романс еще и для голоса с оркестром...
Между прочим, Алябьев обратился в своем творчестве практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...). Его творческое наследие обширно и многопланово, однако, длительное время оно ни только не было достаточно известным, но и до сих пор сохраняется возможность новых находок.
Общее число трагедий, комедий и драм с алябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах. Кроме того, он не мог рассчитывать и на исполнение всех своих сочинений. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к шекспировским постановкам. Из предшественников и современников Глинки к шекспировским темам однократно обращались лишь Кавос и Варламов. Еще 1820-х годах заметным событием театральной жизни было первое в России исполнение на русском языке драматической фантазии Шекспира "Буря". К ней Алябьев сочинил большую арию Просперо с хором. К комедии Шекспира "Видзорские кумушки" композитор написал уже целый ряд музыкальных номеров — хоры, танцы, характерный дуэт, оркестровые интермеццо и инструментальные эпизоды с мелодекламацией. Алябьев также работал над операми "Буря" и "Волшебная ночь" ("Сон в летнюю ночь").
Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям Пушкина -инсценировкам<Кавказской пленницы>и<Русалки>. Развернутая оркестрово-хоровая партитура Алябьева была сочинена к московской премьере "Русалки" А.С. Пушкина в знаменитом Малом театре, первой из постановок пушкинских произведений после смерти поэта.
Интересно также выделить музыку А.А. Алябьева к пьесе И.И. Козлова "Безумная", драме А.Ф. Вельтмана "Муромские леса", трагедии В.А. Алябьева "Осада Коринфа", патриотическому дивертисменту С.И. Стромилова "Русский инвалид на Бородинском поле". По мнению специалистов, алябьевские партитуры этих пьес представляют собой, как правило, стройную и продуманную музыкально-драматургическую композицию развернутых номеров — увертюры, хоров, речитативов, арий и т.д.
Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не только русского народа. Алябьев вел многолетнюю работу по сбору, обработке и публикации подлинных народных песен и инструментальных наигрышей — от русских и украинских до кавказских и среднеазиатских. Наиболее крупным и известным его трудом в данной области является аранжировка "Голосов украинских песен" для сборника выдающегося фольклориста М.А. Максимовича. Естественно, народное творчество во многом определяло и творчество самого композитора.
Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений: три литургических цикла (две литургии и всенощное бдение), около восьмидесяти духовных хоров, несколько хоровых концертов, гимны и торжественные танцы для хора, а также первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a'capella на светские темы. Большинство алябьевских хоровых произведений принадлежит, по формальным признакам, к сфере культовой музыки, но композитор, по тем условиям, не мог ориентироваться на церковные службы, даже если бы он не был опальным — был определен круг авторов, чьи хоры официально дозволялось петь в храме. Алябьев создал грандиозную Литургию до минор для светского исполнения смешанным хором. Совершенно очевидно, что им двигал сугубо внутренний творческий импульс. Алябьев стоял приблизительно на тех же эстетических позициях, как Моцарт в "Реквиеме", Бетховен в "Торжественной мессе"...
Многочисленные сочинения Алябьева для камерно-вокальных ансамблей подразделяют на три основных группы:
1)сонаты, трио, квартеты и квинтеты в форме трех- и четырехчастного сонатного цикла;
2) одночастные произведения в форме сонатного allegro с медленным вступлением, построенные по образцу театральных увертюр, но как бы в миниатюре;
3)вариационные циклы.
Творческое наследие Алябьева в совокупности его произведений может быть охарактеризовано во многих ракурсах, но важнейшими считают два:
1. Роль алябьевского творчества в историческом процессе становления русской музыкальной классики;
2. Значение алябьевского творчества как самоценного художественного явления русского музыкального романтизма.
Алябьевское наследие — ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество — предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал: "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам его музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". И, может быть, придет время, когда столь же авторитетный исследователь сделает вывод, что русская классическая музыка началась не с Глинки, как затвердил критик Стасов, а несколько раньше, с Алябьева.
Перемещаясь по различным городам России, Алябьев проводил большую просветительскую и общественную работу, участвуя в создании оркестров и хоров для проведения публичных концертов, работая над повышением профессионализма и художественного уровня военно-духовых оркестров.
Еще до ссылки Алябьев, вместе с Верстовским и Шольцем, много сил вложил в подготовку открытия Большого театра в Москве (комплектование труппы, репетиции, сочинение музыки, в частности, для символического пролога "Торжество муз"). Алябьев помогал Шольцу в разработке проекта организации Русской консерватории.
В заключение, очень кратко о романсах и песнях Алябьева, хотя и наиболее развитой и исследованной области его вокальной лирики. Особое значение романсов Алябьева во многом было вызвано личными обстоятельствами его жизни, его трагической судьбой. Опальный композитор, принужденный долгие годы скитаться по далеким окраинам России, был отторгнут от музыкальной жизни русских столиц, от оперных театров, больших оркестров... При этом, он поддерживал связь с духовно близкими ему людьми, которые помогали Алябьеву быть, по возможности, в курсе основных культурных событий в России и в Европе. За редким исключением, Алябьев не имел возможности слышать свои театральные, хоровые и симфонические произведения в публичном исполнении, в то время как романсы и песни его пелись многочисленными любителями музыки. Романс и песня — неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи Пушкина, Дельвига, Жуковского. К излюбленным авторам можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова...
В 1898 году известный издатель П. Юргенсон издал Полное собрание романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах. Туда вошло 111 романсов и песен. В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществляет выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева также в 4-х томах, предполагая вначале включение около 200 произведений. В результате огромной поисковой и аналитической работы исследователя, получилось около 300 романсов и песен, но туда включены также около 40 высокохудожественных обработок народных песен, а также романсы и песни из театральных постановок, получившие самостоятельную жизнь вне этих спектаклей.
Сегодня мы имеем счастливую возможность слышать часть романсов и песен А.А. Алябьева в исполнении выдающегося певца и артиста современности Народного артиста Советского Союза, солиста Большого театра России Александра Филипповича Ведерникова. Каждый романс или песня представляется им как эпизод, который как бы прожит самим артистом и глубоко запал в душу. Александр Ведерников, как никто другой, глубоко проникся любовью к творчеству Алябьева и, естественно, считал большой радостью и долгом неоднократно бывать на родине композитора в Тобольске с исполнением его произведений. Мы счастливы сообщить, что скоро появится компакт-диск<Романсы и песни А.А. Алябьева>в таком замечательном исполнении. Весьма отрадно, что эта запись обеспечивается Общественным фондом "Возрождение Тобольска", родного города А.А. Алябьева, к 215-летию со дня рождения композитора в год 190-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года. Отметим, что в этой войне участвовал и Тобольский пехотный полк, имена офицеров которого, проливших кровь за свое Отечество, занесены на мраморные доски Храма Христа Спасителя в Москве.
Народный клуб любителей русских басов, который организует выпуск компакт-дисков "Романсы и песни А.А. Алябьева", подчеркивает, что исполнители произведений Алябьева выразили готовность осуществить подготовку к записи и саму запись бесплатно. Клуб приносит особую благодарность за содействие в выпуске компакт-дисков лично гражданину Тобольска Председателю президиума Общественного фонда<Возрождение Тобольска>Аркадию Григорьевичу Елфимову.
Председатель Народного клуба любителей русских басов
Вячеслав Сидоров