К расследованию катастрофы "Колумбии"
Как полагают, компьютерные модели, используемые Национальным управлением США по безопасности на транспорте при расследовании летных происшествий, помогут специалистам разобраться в причинах катастрофы "шаттла" Columbia. При проведения моделирования предполагается заложить в компьютер всю имеющуюся телеметрическую информацию от многочисленных датчиков на корабле, передававшуюся на Землю во время движения в атмосфере от момента входа до момента разрушения.
Однако эксперты полагают, что удастся получить ответы лишь на некоторые вопросы, но не восстановить всю картину целиком, так как, во-первых, нет самых главных исходных данных — состояние теплозащитного покрытия перед началом аэродинамического торможения "шаттла", а, во-вторых, надо учитывать, что модели создавались для изучения аварий самолетов, которые совершают полеты на гораздо меньших скоростях, чем космические корабли.
Комиссия, расследующая обстоятельства аварии космического корабля Columbia, делает доступными все новые и новые данные, которые пока не дают ответа на вопрос о причинах трагедии, но интересны сами по себе, а также дают общее представление об организации работ в США в космической отрасли США. Многие из этих документов можно найти на сайте NASA, многие другие цитируются в средствах массовой информации.
Так продолжается бурное обсуждение электронных писем, которые ряд сотрудников аэрокосмического ведомства направляли своему руководству в преддверии трагедии. Их тексты теперь доступны и любой может составить собственное мнение о том, насколько обоснованы были предостережения специалистов.
Также на сайте NASA опубликованы и результаты анализа, проведенного сотрудниками компании Boeing по просьбе аэрокосмического ведомства, по оценке возможных повреждений обшивки корабля при взлете. В дополнение к отчетам от 21, 23 и 24 января, вечером 26 февраля "комиссия Гемана" сделала доступным 343-страничный отчет, подготовленный специалистами Юго-западного научно-исследовательского института в 1998 году по результатам изучения возможных повреждений теплозащитного покрытия кораблей многоразового использования на взлете. Именно выработанная тогда методика и использовалась инженерами Boeing при оценке возможного ущерба для Columbia от удара куска изоляции во время старта 16 января.
Если окажется, что методика имеет изъяны, то это может поставить под сомнение и результаты других исследований, которые проводились в Юго-западном научно-исследовательском институте по заданию NASA.
В США продолжается поиск обломков погибшей Columbia. И хотя уже найдено несколько тысяч фрагментов — это лишь десятая часть корабля. Не обнаружены самые главные части конструкции, которые могли бы пролить свет на причины трагедии, происшедшей в небе над Америкой.
Сейчас NASA намерено привлечь к поискам самолет ER-2 (модифицированный разведывательный самолет U-2). Сколь эффективными окажутся поиски с воздуха, покажет недалекое будущее.
РисунокNASA.