22 марта в Москве в Центре международной торговли открылась выставка произведений художника Валерия Ростовского. Ее главная "изюминка" — двенадцать небольших акварелей, которым вместе с экипажем орбитального комплекса "Мир" довелось пролететь "полпути" до Солнца. И не просто пролететь. 12 апреля 2000 года эти картины были показаны на первой в истории человечества художественной выставке, открытой в космосе.
Однажды в "келью" художника и друга заглянули космонавты — экипаж последнего в истории российского космического корабля "Союз-ТМ-30", который правительство, поколебавшись, решило-таки отправить на терпящую бедствие, но все еще "живую" станцию "Мир". Правда, решение правительства было намного позже той встречи художника и его друзей-космонавтов — Сергея Залетина и Александра Калери.
Вспоминали про нелегкие космические будни. В космосе до сих пор тяжело. За полеты в космос и сейчас Звезды дают. В том памятном полете, по рассказам Залетина и Калери, не выжили даже тритоны, которых ученые считают тварями пусть противными, но крайне живучими. Но полет был потом. А тогда было ощущение, особенно у Калери — космонавта, пожившего в невесомости почти год за два предыдущих вылета, что там, в невесомости, снова будет не хватать березок, избушек и сельских женщин, все время добывающих воду из нашей — враждебной всякой халяве — земли. Словом, уже заранее вспоминали березки, сосенки, дубочки. В мастерской Ростовского они "росли". Нетронутые, девственные, стройные и без пьяных местных мужиков в вечно модных на селе телогрейках.
Кульминация настала, когда решили березки с дубочками везти с собой. В виде "личных вещей". Поскольку размеры и вес личных вещей космонавт выучивает наизусть в подготовительный этап докосмической подготовки, пейзажи в космолет долго не влезали. Пришлось их уменьшать по размеру и количеству. Так получились цифра 12 и почти "открыточный" размер. Потом все сошлось — спасибо Гагарину.
12 пейзажей совпали с 12 апреля. Космонавты планировали развернуть выставку в открытом космосе — во время выхода на ремонтные работы. По расчетам — получиться могло, но была вероятность навсегда подарить акварели Вселенной — за время съемки на видео они могли сместиться на недосягаемое расстояние. Поэтому решили устроить вернисаж на станции. Работы крепили скотчем на драпировке в базовом модуле. Чтобы выставка осталась в истории, церемонию "открытия" сняли на видео и фотопленку, а 12 апреля поставили печать станции "Мир". Это была последняя "виза" станции — вряд ли печать в целости и сохранности долетела до глубин Мирового океана при затоплении "Мира".
В свидетельстве навсегда останутся сухие строки: "Выставка из 12 авторских работ, выполненных в технике акварели, каждая размером 160 х 210 мм, годом создания — 2000, находилась во время космического полета корабля "Союз-ТМ-30" и орбитальной пилотируемой станции "Мир" в космосе в течение 72 суток 19 часов и 42 минут и совершила 1140 полных витков вокруг Земли, пролетев над планетой не менее 48 333 000 км на высоте около 400 км...".