|
Главная :: Архив статей :: |
Наши друзья Помощь сайту R935344738975 Наша кнопка Партнеры |
Главная страница > Архив новостей День рождения русского живописца Павла Андреевича Федотова (1815-1852)Федотов Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, — 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А.И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К.П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848, все — Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Ф. — небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е. Г. Флуг", около 1850, "Н. П. Жданович", 1849, оба — Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, обе — Третьяковская галерея, "Игроки", 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в. Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П.А. Федотове, "Современник", 1853, N2; Лещинский Я.Д., П.А. Федотов — художник и поэт, Л. — М., 1946; Леонтьева Г.К., П.А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. — М., 1962; Сарабьянов Д.В., П.А. Федотов, [М., 1969]; его же, П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973. В. Сарабьянов. По материалам: http://encycl.yandex.ru
Подготовил
Главная :: Архив статей :: |