Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

В гибели "Колумбии" виновны руководители аэрокосмического агентства

Комиссия, расследующая обстоятельства аварии космического корабля Columbia, представила на пресс-конференции 11 июля рабочий сценарий событий, происшедших непосредственно на всех стадиях полета: от старта до момента разрушения корабля. В нем обобщена вся информация, которую удалось собрать. Здесь и телеметрическая информация, и результаты компьютерного моделирования, и свидетельства очевидцев. Это наиболее полный сценарий из всех, которые публиковались до сегодняшнего дня.
Полный текст документа объемом 12 Мб размещен на сайте "комиссии Гемана".
В ходе пресс-конференции член комиссии Скотт Хаббард (Scott Hubbard) представил результаты последнего эксперимента, проведенного в Сан-Антонио, в Юго-западном научно-исследовательском институте. Как уже сообщалось, в результате воздействия на теплозащитное покрытие "шаттла" куска пены, выпущенного из газоразрядной пушки со скоростью около 800 км/час, в корпусе корабля образовалось отверстие внушительных размеров. Хаббард заявил, что тем самым можно считать практически доказанным предположение о фатальных повреждениях Columbia на старте.
В ходе пресс-конференции была оглашена и другая интересная информация.
Из данных комиссии следует, что большое количество высокопоставленных сотрудников NASA, руководивших полетом шаттла, допустили множество ошибок — как во время самого полета, так и впоследствии, при объяснении причин гибели корабля. Особое внимание членов комиссии привлекла запись совещания руководителей полета, состоявшаяся на пятый день после старта Columbia. Собравшиеся в Хьюстоне специалисты должны были обсудить ход полета и оценить риск, которому подвергся корабль после удара обломка внешней изоляции по термоизоляционным панелям левого крыла. Взяв слово, Линда Хэм (Linda Ham) — глава группы специалистов, управлявших полетом — заявила, что, по ее мнению, ей и ее коллегам не следует утруждать себя попытками получить более четкое изображение места повреждения, организовывать ремонтные работы в космосе или прорабатывать планы по внеплановой эвакуации экипажа. "Не думаю, чтобы мы могли тут что-нибудь поделать", — сказала она. Между тем, по словам специалистов из Независимой комиссии, именно на пятый день полета необходимо было предпринимать срочные меры, чтобы у экипажа шаттла могли появиться шансы на спасение. Изначально адмирал Харольд Геман (Harold Gehman) планировал составить отчет своей комиссии, работавшей над расследованием в течение полугода, таким образом, чтобы по возможности ни на кого не возглать персональную ответственность за катастрофу. Однако отдельные замечания его коллег, в том числе касавшиеся выступления Линды Хэм, проникли в прессу и стали достоянием гласности. Так, известно, что руководитель NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe) заявил на пресс-конференции 12 февраля, что удар куска теплоизоляционной обшивки по крылу был настолько маломощным, что его можно сравнить лишь с ударом куска пенопласта, оторвавшегося от впереди идущей машины, по капоту следующего за ней автомобиля. Однако по расчетам физиков это сравнение неточно — на самом деле удар, полученный Columbia, можно уподобить удару от 25-килограмммового мешка с цементом, падающего на лобовое стекло автомобиля, который движется со скоростью 60 миль в час. Кроме того, 5 февраля генерал-майор Майкл Костельник (Michael Kostelnik), заместитель первого помощника руководителя NASA, заявил журналистам, что оторвавшийся кусок обшивки по своим параметрам был вполне "обычным" — то есть не превышал размеров и веса других обломков, которые отрывались во время предыдущих стартов американских шаттлов. Однако довольно быстро стало известно, что на этот раз речь шла о гораздо более тяжелом куске, на 70 процентов превышавшем по своим размерам все известные до сих пор. По словам О'Кифа, приборы шаттла даже не зафиксировали удар по крылу, хотя, как оказалось, и это было не так. И в противоположность тому, о чем еще 1 февраля заявил руководитель программы шаттлов Роналд Дитмор (Ronald D. Dittemore), военные спутники легко могли сделать подробные снимки поврежденного места на корпусе Columbia, с помощью которых можно было бы определить характер полученных повреждений. Далее, Дитмор и Костельник 5 февраля заявили о том, что экипаж Columbia был сразу же поставлен в известность об инциденте при взлете, хотя на самом деле астронавтам сообщили об этом лишь на восьмой день полета, причем им было сказано, что это повреждение не стоит внимания и о нем нужно знать лишь для того, чтобы, вернувшись, не путаться при ответах на вопросы журналистов. Наконец, комиссия адмирала Гемана готовится оспорить ключевое высказывание, прозвучавшее 7 февраля из уст Дитмора, — о том, что специалисты NASA с самого начала предпринимали все меры, чтобы свести риск от разрушения термоизоляционной обшивки левого крыла к минимуму. По словам адмирала Гемана, почти все руководители NASA, комментировавшие события после гибели Columbia, вели себя подобно водителю, случайно оставшемуся в живых после крупной аварии и способному ответить на вопрос о ее причинах лишь следующее: "все было как обычно, я ничего не заметил". "Еще очень долго после катастрофы Columbia отрыв куска термоизоляции оставался для руководителей NASA слепым пятном", — заявил Геман. По словам одного из членов Независимой комиссии, нобелевского лауреата физика Дугласа Ошероффа (Douglas D. Osheroff), те же руководители и во время полета "приняли несколько принципиально неверных решений. Надеюсь, эти люди больше не будут работать в NASA". В конечном итоге Независимая комиссия адмирала Гемана пришла к следующему выводу: причиной гибели семи членов экипажа шаттла Columbia стал отрыв куска изоляционной обшивки, пробившей термоизоляцию на левом крыле. Подобные отрывы регулярно происходили и раньше, однако NASA не обращало на них внимания, потому что раньше это ни разу не заканчивалось гибелью корабля.

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки