"Буран" переезжает в Германию
Советский челнок "Буран 002" из региона Персидского залива скоро перевезут в Германию, передает сайт www.samsratoday.ru со ссылкой на "Немецкую волну". В техническом музее Зинсхайма он попадёт в достойную компанию к "Конкорду" и "Ту-144". На этой неделе немецкие СМИ сообщили о том, что съёмочная группа германского телевидения "обнаружила" один из советских космических челноков в пустыне на территории эмирата Бахрейн. Позже, правда, оказалось, что "Буран" не был потерян или брошен на произвол судьбы.
Ещё в конце 2003-го года его приобрёл для своей экспозиции знаменитый Технический музей в Зинсхайме, что в интервью сайту журнала "Шпигель" 23-го сентября подтвердил его директор Михаэль Вальтер (Michael Walter). Стоимость сделки не разглашается. Есть предположения, что сумма в евро была шестизначной.
Тем самым, можно считать неверными версии о том, что корабль станут возить на показ по всему миру или даже частично распродадут элементы его уникальной огнеупорной обшивки на сувениры. В Зинсхайме "Буран" будет находиться, так сказать, словно у генерального конструктора за пазухой. В этом немецком музее собраны экспонаты, документирующие историю развития мировой инженерно-транспортной мысли. Не случайно именно этот музей обошел многих конкурентов при решении вопроса о том, куда "отдать" снятые с эксплуатации "Конкорды". Один из них отправился в Германию.
Официальный владелец корабля "Буран" — российское военно-космическое НПО "Молния". Это научно-производственное объединение являлось разработчиком космического аппарата для советской программы по созданию кораблей многоразового пользования. Единственный орбитальный полёт "Бурана" в беспилотном режиме состоялся 15-го ноября 1988 года. Побывавший в космосе корабль был разрушен в результате крушение ангара на космодроме в Байконуре в 2002 году.
"Буран 002", находящийся сейчас Бахрейне (кстати, точное место его хранения держится в секрете), является одним из прототипов. На нём отрабатывали механизмы и технические параметры возвращения на Землю. В общей сложности "второй номер" совершил 25 полётов в земной атмосфере.
В Зинсхайме есть уже экспонаты из России. Несколько лет назад сюда прибыл советский ответ "Конкорду" — "Ту-144". Свои последние рейсы оба проделали по воде — на баржах, а затем — на сверхмощных тягачах, частично — по автобану. Буквально каждый метр пути в Зинсхайм был зафиксирован многочисленными видеокамерами, а документальные фильмы неоднократно демонстрировали по немецкому телевидению, повышая известность и без того знаменитого музея.
По всей видимости, если проект по приобретению и транспортировке "Бурана" на немецкую землю закончится успешно, такой фильм будет снят о новом "звёздном" во всех отношениях экспонате.
НПО "Молния" является владельцем ещё одного недостроенного после остановки программы прототипа. Как сообщатся, его также купили немецкие музейщики, и он будет, по всей видимости, выставлен в экспозиции, расположенной в городе Шпейер.
Четыре года назад один австралийский бизнесмен взял "Буран 002" в аренду, чтобы заработать денег, показывая его публике в Сиднее, когда там проходили Олимпийские игры. Но бизнес-план не оправдался, сообщил в интервью журналу "Шпигель" Михаэль Бубка (Michael Bubka), участвовавший в реализации проекта в качестве менеджера. Затем корабль в аренду у "Молнии" взяла сингапурская фирма для показа во время летнего фестиваля в Бахрейне, но проект провалился по организационным причинам, "Молния" своих денег не получила. С этого времени корабль и находится в Бахрейне, где его "обнаружила" одна из немецких съёмочных групп. Эксперты, изучившие её видеозаписи, подтвердили подлинность находки. Немецкий предприниматель Кай Нидермайер (Kai Niedermeier), заявивший на днях о намерении купить советский челнок, по всей видимости, опоздал.
Как это часто бывает в мире искусства, музеи без лишнего шума приобретают значительные произведения и исторические раритеты. Музей в Зинсхайме, похоже, пошел по этому пути для приобретения ценного памятника истории техники.
Зная трепетное отношение немцев ко всему, что связано с техникой, можно быть уверенными, что за будущее "Бурана" можно не беспокоиться.