На "Южмаше" открыт памятник А.М. Макарову
12 сентября в день рождения А.М. Макарова — бывшего генерального директора<Южного машиностроительного завода (руководил ЮМЗ с 1961 по 1986 год) на территории завода состоялось торжественное открытие памятника этому легендарному человеку.
Под его руководством на ЮМЗ был освоен выпуск четырех поколений межконтинентальных баллистических ракет, в свое время ставших основой боевой мощи ракетных войск стратегического назначения бывшего Советского Союза. И сегодня российские РВСН на 60% укомплектованы машинами производства ЮМЗ. Более 70 типов космических аппаратов было выведено на околоземную орбиту<макаровскими>носителями.
В церемонии открытия памятника приняли участие губернатор Днепропетровской области В.Г. Яцуба, мэр Днепропетровска Н.И. Куличенко, первый заместитель Генерального директора НКАУ В.Г. Комаров, Генеральный директор ПО<Южный машиностроительный завод Ю.С, Алексеев, главный инженер КБ<Южное>В.Г. Василина, сын А.М. Макарова Генеральный директор ГП<Укркосмос>А.А. Макаров.
"Сегодня мы собрались здесь с вами по случаю открытия памятника на территории предприятия, которое четверть века возглавлял Александр Максимович Макаров и которое носит его имя", — отметил первый заместитель Генрального директора НКАУ В. Комаров, выступая на открытии памятника.
Как подчеркнул В. Комаров, А.М. Макаров внес значительный вклад в становление, развитие и совершенствование сложнейших образцов межконтинентальных баллистических ракет стратегического назначения, ракет космического назначения и космических аппаратов различного класса разработки прославленного ОКБ N 586 (ныне ГКБ<Южное>им. М.К. Янгеля). Шифры и индексы этих образцов техники здесь трудно перечесть, они вошли в энциклопедические издания, классификаторы и каталоги.
Благодаря присущим А.М. Макарову большим организаторским способностям и его титаническому труду, высокой мере ответственности за выполнение порученных задач государственной важности, руководимое им предприятие в г. Днепропетровске превратилось в мощный производственный комплекс по изготовлению ракетной и ракетно-космической техники, ее всесторонним испытаниям с обеспечением высокой степени надежности и соответствия заданным тактико-техническим требованиям. Эти задачи решались на основе уникальных новейших технологий, золотыми руками высококвалифицированных специалистов в тесном сотрудничестве с разработчиками этой сложнейшей техники, что и обеспечивало выполнение высоких тактико-технических требований.
Одновременно, руководимое А.М. Макаровым предприятие выполняло государственные заказы по производству тракторов, ветровых электро-энергетических установок и др. изделий в интересах народного хозяйства страны.
В заключении, Валерий Комаров отметил: "Имя и заслуги А.М. Макарова заслуженно вошли в историю становления и бурного развития отечественной ракетно-космической техники в ХХ-м столетии наряду с именами его единомышленников и соратников : академиков М.К. Янгеля, В.Ф. Уткина, В.С. Будника и др. Его заслуги перед Родиной были оценены и отмечены высокими наградами, установкой ему памятника в г. Днепропетровске.
Открытием памятника на территории предприятия — это еще один знак признания больших заслуг А.М. Макарова в создание и развитие ракетно-космической техники в период напряженной глобально-политической обстановки ХХ-го столетия.
Этот памятник многие годы будет знаком доброй памяти тружеников действующего и будущих поколений Головного (флагманского) предприятия отрасли, которое достойно носит прославленное имя его бывшего руководителя — Александра Максимовича Макарова!"
Во время церемонии был воспроизведен небольшой чудом сохранившейся фрагмент обращения Александра Макарова к рабочим завода по случаю пятидесятилетия ЮМЗ.
Александр Максимович родился 12 сентября 1906г. в донской станице Цимлянская (ныне Ростовской обл.), в 1933 году он окончил<Ростовский механический институт инженеров путей сообщения>по специальности<теплоэнергетика>.
Александр Максимович Макаров возглавлял автомобильные предприятия в Ростове-на-Дону и Могилеве (1933-1939). В качестве директора поднимал неблагополучный в ту пору завод<Красная Этна>в Горьком (1939-1940), завод поднял после чего, к сожалению, как и многие руководители его ранга был безосновательно репрессирован со ссылкой в Воркуту. Его освободили досрочно, когда немцы стояли под Москвой, и он был востребован в качестве директора эвакуированного завода малолитражных двигателей в г. Петропавловске (Казахстан, 1942-1943), а затем — директора мотоциклетного завода в г. Ирбит, Свердловской обл.
С 1948 года многие годы трудовая деятельность Александра Максимовича продолжалась в Днепропетровске : на автозаводе в — должности начальника производства (1948-1954), на предприятии п/я 186 — в должности начальника производства, а затем в должности Главного инженера — Заместителя директора предприятия, которое в ту пору возглавлял Леонид Васильевич Смирнов.
В 1954 году А.М. Макаров был назначен Директором предприятия п/я 186, которое в тот период уже выполняло задачи государственной важности — осваивало серийное производство управляемых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-5, разработанных в НИИ-88 (в подмосковных Подлипках) под руководством Сергея Павловича Королева.
Многогранные организаторские способности А.М. Макаров, как руководителя сложного, не имеющего аналогов производства ракетной и ракетно-космисческой техники в интересах отечества особо раскрылись на занимаемых им постах :
· Директора Государственного Союзного завода N 586 (1961-1966);
· Директора Южного машиностроительного завода (1966-1978);
· Генерального директора производственного объединения<Южный машиностроительный завод>(1978-1986).
Фото и информация с сайта"Спейс-Информ".