|
Главная :: Архив статей :: |
Наши друзья Помощь сайту R935344738975 Наша кнопка Партнеры |
Главная страница > Архив новостей Сегодня день рождения русского мыслителя и публициста Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856)Чаадаев Петр Яковлевич [27.5 (7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. родился в дворянской семье(мать — дочь историка князя М.М. Щербатова). В 1808-11 учился в Московском университете, где сблизился с Н.И. Тургеневым и И.Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. C 1816 член масонской ложи "Соединённых друзей" (вместе с А.С. Грибоедовым, П.И. Пестелем, С.П. Волконским, М.И. Муравьевым-Апостолом); с 1816 близкий друг А.С. Пушкина. В 1819 был принят в "Союз благоденствия", в 1821 в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823-26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф.В. Шеллингом и Ф. Ламенне, религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие. По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829-31 создал свое главное произведение — "Письма о философии истории" (на французском языке), за которым утвердилось название "Философических писем". Обнародование первого из них в журнале "Телескоп" (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлученности России от "всемирного воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. "Высочайшим повелением" Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответна обвинения в недостатке патриотизма "Апология сумасшедшего" (1837), где Ч., говоря о России, утверждал, что "мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество" (Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с.227), при жизни Ч. Напечатана не была. Лишённый какой-либо возможности объясниться в печати, Ч. оставался влиятельным мыслителем, оказавшим значительное воздействие (особенно постановкой проблемы исторических судеб России) на представителей различных направлений — как на западников,так и на славянофилов, способствовавшим духовному формированию А.И. Герцена, В.Г. Белинского, М.А. Бакунина, Ю.Ф. Самарина, К.Д. Кавелина и др. В "Философических письмах" Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение "революционным католицизмом": Ч. вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией "сладкая вера в будущее счастье человечества", он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу ("социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники"). Философско-историческая мысль Ч. явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом. Соч.: Соч. и письма, под ред. М. Гершензона, т. 1-2. М., 1913-14; Неопубл. ст., в сборнике: Звенья, кн. 3-4, М. — Л., 1934: Три письма [И. С. Гагарину и Шеллингу]. там же, кн. 5, М. — Л., 1935; Неизд. "Философические письма", в кн.: Литературное наследство, N 22-24. М.. 1935. Лит.: Чернышевский Н.Г., Апология сумасшедшего, Полн, собр. соч., т. 7, М., 1950; Плеханов Г.В., П.Я. Чаадаев, Соч., т. 23, М. — Л., 1925; Гершензон М.О., Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ. 1908; Шкуринов П. С,. Мировоззрение П.Я. Чаадаева, М., 1938: Григорьян М.М., Чаадаев и его философская система, в кн.: Из истории философии, в. 2, М., 1958; Лебедев А.А., Чаадаев, М., 1965: Дружинин Н., П.Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, N 12: Смирнова З.В., П.Я. Чаадаев и русская общественная мысль 1-й пол. 19 в., "Вопросы философии", 1968. N 1; Winkler М., P. J. Čaadaew, В., 1927; Quenet Ch., Tchaadaev et les Lettres philosophiques. P., 1931; Moskoff Е. A., The Russian philosopher Chaadaycv, his ideas and his epoch, N. Y., 1937; FalkH., Das Weitbild P. J. Tschaadajews nach seinen acht Philosophischen Briefen, Münch., 1954. В.С. Муравьев. По материалам: http://encycl.yandex.ru
Подготовил
Главная :: Архив статей :: |