В 2008 году Россия начнет восстановление низкоорбитального сегмента международной системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ"
В 2008 году Россия начнет восстановление низкоорбитального сегмента международной системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ". Об этом заявил Игорь Никушин — заместитель генерального конструктора РНИИ космического приборостроения /РНИИ КП/ — головной организации по системе "КОСПАС".
Выступая на заседании научно-технического совета РНИИ КП, посвященного 25-летию международной космической системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ", Никушин отметил, что "в настоящее время на систему работает 10 космических аппаратов — 5 низкоорбитальных и 5 высокоорбитальных". Благодаря им, в год спасается 1200-1500 человек, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях.
По его словам, одним из направления развития российского сегмента системы является замена спутников типа "КОСПАС" на малые космические аппараты типа "Стерх". "Один уже подготовлен в Омском НПО "Полет", подготовка второго завершается. Их запуск запланирован на 2008 год, один на "Парусе", второй в качестве попутной нагрузки с космическим аппаратом "Метеор-3", — сказал Никушин.
Он отметил, что "Стерхи" придут на замену КА старого поколения, один из которых "КОСПАС-4" отработал на орбите 17 лет, вместо шести запланированных. Другим направлением развития системы "КОСПАС-САРСАТ" Никушин назвал развитие персональных радиобуев /ПРБ/. Аварийные радиобуи уже есть на всех воздушных и морских судах. "В России ситуация с ПРБ остается не самой лучшей, — сказал он. — Всего в мире изготовлено и продано порядка 100 тыс ПРБ. Что касается России, то у нас нет законов, которые позволили бы развивать систему в этом направлении".
Никушин отметил, что с 2005 года у системы "КОСПАС-САРСАТ" появилось новое перспективное направление использования, а именно — борьба с терроризмом на морских и воздушных судах.
В свою очередь директор, генеральный конструктор РНИИ КП Юрий Урличич назвал систему "КОСПАС-САРСАТ" "самой гуманной космической системой". "Она дает нам возможность более-менее спокойно ощущать себя в любом самом удаленном уголке нашей планеты", — сказал он.
Урличич отметил, что эта система создавалась в разгар "холодной войны". "Во многом благодаря этой системе человечество поняло, что магистральный путь его развития — объединение", — сказал он.
Как отметили в пресс-службе РНИИ-КП, "за 25 лет эксплуатации, благодаря системе "КОСПАС-САРСАТ", спасено более 20,5 тыс человек — граждан всего мира, из них более тысячи граждан России и СНГ. В настоящее время в системе участвуют 35 стран".
Российская система "КОСПАС" создавалась, как самостоятельная спутниковая система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой "САРСАТ". Обе системы разрабатывались, как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость, и в конечном счете создать единую глобальную международную систему "КОСПАС-САРСАТ". Летные испытания системы "КОСПАС" начались 30 июня 1982 года с запуска отечественного "КОСПАС-1". Уже 10 сентября 1982 года с его помощью был спасен экипаж канадского самолета.
В системе "КОСПАС-САРСАТ" используется несколько спутников, расположенных на круговых околополярных орбитах высотой 800-1000 км и оснащенных радиоаппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых АРБ в соответствии с международными соглашениями на орбите как минимум должны находиться два российских спутника.
С 2000 года в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов, сигналов аварийных радиобуев на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС GPS и "Галилео". В этом случае система "КОСПАС-САРСАТ" получит возможность принимать аварийные сигналы с задержкой не более пяти минут с повышенной точностью определения координат, передает ИТАР-ТАСС.