Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Физика чистого тона. Рецензия на книгу М.В. Терентьева "История эфира", М. "Фазис", 1999 г.

С Михаилом Васильевичем Терентьевым я никогда не был знаком лично. Пару раз студентом видел его в ИТЭФе, да потом использовал в своей работе некоторые из его результатов. Естественно, знал, что Михаил Васильевич талантливый физик, специалист по квантовой теории поля и суперструнам. Вот и все.

Поэтому, когда мне на глаза попалась непрезентабельная с виду книжечка издательства "Фазис", на обложке которой значилось: М.В. Терентьев "История эфира", я, хотя и сильно удивился, но, как только понял, что это тот самый Терентьев, то не секунды не раздумывая, купил. Оказалось, и это для меня был сюрприз, что Михаил Васильевич профессионально занимался историей физики. Он хотел написать книгу, которая показала бы эволюцию взглядов ученых (настоящих ученых, а не разных там недоучек, которых хватало во все времена!) на проблему вакуума. Увы, книга не закончена и уже никогда закончена не будет. Михаил Васильевич успел написать историю вакуума только от древних греков до Максвелла. Это история появления и исчезновения концепции эфира в физике. Поэтому издатели изменили авторское название — "История вакуума" — на формально более адекватное но, как мне кажется, и более скользкое "История эфира". Уж слишком много в последнее время у нас в стране издается книжонок, в которых недоучки всех мастей пытаются правдами и неправдами реанимировать концепцию эфира ценой отказа от экспериментальных и теоретических достижений физики XX-ого века. В названиях этих псевдонаучных "трудов", как правило, встречается слово "эфир" во всех мыслимых и немыслимых сочетаниях. Излишне говорить, что "История эфира" к подобным книжонкам никакого отношения не имеет.

Книга М.В. Терентьева захватила меня с первых страниц. А в авторе я сразу ощутил друга и единомышленника. Почему, ведь в книге нет новых фактов и она не блещет красотами художественного стиля. Я бы даже сказал, что текст несколько суховат. Зато, и это редкость для научно- популярных книг, автор на каждой странице, в каждой строчке ПОНИМАЕТ АБСОЛЮТНО ВСЕ, о чем пишет! Возможно кто-то будет смеяться, но для меня глубокое авторское понимание как существа, так и мелких частностей представленного материала, уважение к фактам и ответственность за их интерпретацию перед читателями — неспециалистами, являются основными достоинствами "Истории эфира".

Я не хочу сказать, что авторы научно-популярных книг не понимают того, о чем пишут, сплошь и рядом перевирают или неверно трактуют факты. Понимают, конечно, и стараются быть точными. Но абсолютное понимание, точность в мелочах и одновременно с этим умение видеть за деревьями лес — абсолютная редкость. Это как с исполнением русских песен и романсов. Я, например, не имею ничего против Александра Малинина. Хороший репертуар, современная оркестровка. Публике нравится. Или менее раскрученный Александр Подболотов. Я очень люблю слушать в его исполнении романс "Что взгрустнулось". Вот примеры добротных популяризаторов. А теперь сравните их пение с исполнением Федора Ивановича Шаляпина. Для профессионала все ясно, хотя какой-нибудь занаркоманеный панк и не увидит пропасти, лежащей между Малининым и Шаляпиным.

Человек с "физическим слухом" не менее остро чувствует качество исполнения популярных книг по физике. Слова, вроде, одни и те же, информация сходная, историческая канва одинаковая. Но у одних вместо научно-популярной книги выходит попугайская какофония квазинаучных звуков, а у других настоящая КНИГА. В этом отношении, на мой взгляд, "История эфира" является научно-популярной книгой самого чистого тона, самого безукоризненного исполнения!

Я не буду пересказывать содержание. Потенциальные читатели, по крайней мере москвичи, до сих пор могут найти книгу М.В. Терентьева в центральных магазинах. Она точно на начало 2002-ого года была в наличии на 15-ом этаже ГЗ МГУ в канцелярии Мехмата. Пусть людей не отпугивает затрапезная мягкая обложка с мажущимся шрифтом и сомнительное название. Ужасная снаружи эта книга непередаваемо красива истинной научной красотой внутри. Прочтите — не пожалеете. Только, бога ради, не заглядывайте в послесловие Б.В. Гешкенбейна! Редакция сделала героическую попытку на трех страницах кратко рассказать о том, что не успел написать автор — об эволюции понятия вакуума от Максвелла до конца XX-ого века. Попытка провалилась. Это единственное, что омрачает данное издание.

А если вдруг кто-нибудь захочет узнать, что собой представляет плохая научно-популярная книга, то может разориться на 100 рублей и купить "Вакуум, элементарные частицы и Вселенную" Н.Н. Латыпова, В.А. Бейлина и Г.М. Верешкова (Издательство МГУ, 2001 г.). Классический пример "популярного пения" при полном отсутствии "физического слуха". Кстати, весьма симптоматично, что авторы данного опуса позиционируют себя как философов с естественнонаучным уклоном.

Обозрение Николая Никитина "Неизбежность странного микромира"

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки