|
Главная :: Архив статей :: |
Наши друзья Помощь сайту R935344738975 Наша кнопка Партнеры |
Главная страница > Архив новостей Нужно называть кошку кошкойС.В. Громов. Учебник по физике для 9 класса. М.: Просвещение, 1997
Излагая механику трудно удержаться от желания обсудить наиболее фундаментальные вопросы естествознания, Но, разумеется, во всей полноте сделать это в школьном учебнике никогда не удасться, а значит нужно или отказаться от обсуждения, или постоянно делать оговорки, указывающие, что мы рассматриваем лишь приближенную картину, не претендуя на строгость, или заранее решить, что полноценная строгость нам не нужна. В данной книге достаточно часто приходиться сталкиваться с ситуацией, когда необходимые оговорки делаются спустя 10 страниц после первого упоминания явления или этих оговорок нет вообще, что создает неверное впечатление о физике дела. В некоторых местах автор противоречит сам себе, или же определения одного и того же на разных страницах отличаются друг от друга (например, определения свободных и вынужденных колебаний). Даже такие понятия как непрерывность времени и пространства, трехмерность пространства, вводятся автором без всяких оговорок, хотя очевидно, что они нужны при распространении утверждения на длины и промежутки времени, недоступные в настоящее время эксперименту. Некоторые термины, упомянутые автором без всяких пояснений (как например "химическая и биологическая формы движения"), вызывают вопросы у людей, незнакомых с работами Энгельса, а школьники с ними как раз незнакомы. Определение квантовой механики, которая связывается автором учебника только с объектами микромира, также не является строгим, т.к. есть и макроскопические объекты, описывающиеся квантовой механикой. При обсуждении формы траекторий в разных системах отсчета проводиться достаточно странное сравнение систем мира Птолемея и Коперника. И та, и другая системы в конечном счете должны были воспроизводить ОДНИ И ТЕ ЖЕ видимые движения планет, причем система Птолемея справлялясь с этим значительно лучше. Различия этих систем нужно или обсуждать строго, или не обсуждать вовсе, если говорить о чем-то кроме переноса центра системы. На рисунке, изображающем опыты Галилея по падению тел, допущена существенная ошибка: Галилей специально брал тела одинакового размера, чтобы по возможности уменьшить различия в сопротивлении при падении. Особая статья -- упоминание апорий Зенона. Зачем подробно описывать их, если потом не приводится их решение, да еще утверждается отсутствие решения! (хочется посоветовать автору прочесть, например, книгу Б.Г. Кузнецова "История философии для физиков и математиков", М. Наука, 1974 г., стр. 57-76). У ученика вполне может создаться впечатление, что если уж учениые с такими примерами не могут разобраться, то что их вообще слушать в дальнейшем. Одним из наиболее фундаментальных понятий механики является понятие об инерциальных системах отсчета (ИСО). И именно оно в данном учебнике приведено некорректно. Определять ИСО как систему, покоящуюся или движущуюся с постоянной скоростью относительно далеких звезд, просто неправильно! После этого мелкие недостатки не кажутся уже такими уж страшными. Хотя все равно непонятно, зачем давать название "Итоги и обобщения" частям учебника, где содержиться обширное изложение явлений, вообще не упоминавшихся в параграфах. Иногда автор при изложении перескакивает с темы на тему, так что кроме строгости есть проблемы и с логикой. Некоторые "философские" утверждения также вызывают сомнения. Например: "После Ньютона человек перестал быть центром Вселенной". Вообще, использование в школьном учебнике по физике философии требует большого такта и хорошего знания философии, здесь одним диалектическим материализмом не обойтись. Достаточно сказать, что и Галилей, и Ньютон (тогда еще как такового диалектического материализма просто не было), и Эйнштейн, и Гейзенберг, и Фейнман и многие другие великие физики излагали свои мысли без использования диамата. Учебник пестрит примерами из военной техники. Так ученик узнает, что "пуля обгоняет звук выстрела и лостигает своей жертвы до того, как приходит этот звук", а эхолоты и гидролокаторы нужны для проведения бесперископных торпедных атак. После этого упоминание разбивающегося насмерть при падении с дерева медведя уже не столь шокирует. Безусловно, мы не хотим сказать, что учебник состоит из одних неточностей и ошибок. Б\'ольшая часть материала нареканий не вызывает. Среди положительных нововведений стоит отметить использование метода размерностей, несправедливо забытого многими авторами, изложение связи законов сохранения с симметрией (с изложением теоремы Нетер). В учебнике много задач (194 задачи, 15 контрольных работ), что также следует отнести к достоинствам. По нашему мнению учебник может быть полезен учителю, который способен обойти подводные камни, присутствующие в тексте. Но вряд ли стоит делать его основным учебником при преподавании самого основного раздела школьной физики. Газета "1-е Сентября", 19 Мая 1998 "Научно-популярное ревю" Сергея Попова
Главная :: Архив статей :: |