Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

15 ноября 2001 года исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Егоровича Варламова

А.Е. ВАРЛАМОВ (1801-1848) родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье мелкого чиновника, который отслужил ефрейткапралом в конном полку лейбгвардии при Екатерине II.
В 1801 году А. Варламов был отправлен в Петербург, в Придворную певческую капеллу, и зачислен малолетним певчим. Звонкий голос и талант мальчика был отмечен самим директором капеллы знаменитым композиторм Д.С. Бортнянским (1751-1825).
В 1819 году Варламов был послан в Голландию как учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. Там он начал сам выступать как певец и гитарист.
В 1823 году Варламов возвращается в Петербург, где начинает преподавать в театральной школе, заниматься с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу уже хористом и учителем малолетних певчих. Далее следует разнообразная творческая жизнь.
С 1832 года — помощник капельмейстера московских императорских театров, где вскоре занял также место "композитора музыки". Круг общения — М.И. Глинка, актеры М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, композиторы А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев, А.И. Дюбюк, поэт Н.Г. Цыганов, писатель М.Н. Загоскин...
В начале 30-х годов появляются первые романсы и песни Варламова, которые сразу получают успех, распространяются в рукописях еще до публикации, множатся в виде музыкальных переложений, звучат в спектаклях. Варламов более всего выступает как певец. Программы вокальных варламовских концертов обычно состояли из его собственных романсов и народных песен, которые он пел с редкой искренностью и простотой.
В 1840 году он издал "Школу пения" — это была первая в России крупная работа по методике преподавания вокального мастерства. Варламов мечтал создать русскую школу пения, основанную на постижении мелодики и исполнительских принципах народных песен, которые освоил очень глубоко.
С 1845 года Варламов опять в Петербурге, где сблизился с Даргомыжским, Полиной Виардо, Апполоном Григорьевым. Но жизнь потекала в больших трудностях и лишениях. 15 октября 1848 года А.Е. Варламов скончался от туберкулеза. Его уход из жизни вызвал многочисленные отзывы в печати. Были и поэтические, и музыкальные. Так, например, Александр Гурилев, используя тему варламовского романса "Соловушко", создал романс "Воспомнание о Варламове" на одноименные стихи Д. Ленского. Появилось коллективное сочинение — фортепианные вариации на тему романса Варламова "Соловьем залетным".
В 1851 гду в свет вышел "Музыкальный сборник в память А.Е. Варламова", включавший, наряду с его сочинениями, также романсы Глинки, Даргомыжского, Алябьева, Гурилева, Рубинштейна и других. Даргомыжский организовывает концерт в пользу семьи Варламова.
А.Е. Варламов оставил России и миру около 200 романсов и песен (включая ансамбли) на стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Дельвига, Кольцова, Цыганова, Полежаева, Тимофеева, Огарева, Фета... Несколько романсов сочинено на свои стихи. Необходимо подчеркнуть, что именно Варламовым были открыты для русской музыки Кольцов, Фет и другие выдающиеся поэты.
Особая любовь Варламова к народной песне отразилась в собирании образцов фольклора. Композитор передал тексты двух исторических песен о взятии Казани Иваном Грозным в собрание П.В. Киреевского. Еще в начале своей композиторской деятельности, в ответе критику "Молвы" по поводу песни Фионы "Не шумите, ветры буйные" (из пьесы А.А. Шаховского "Рославлев"), Варламов отвечает: "Мотив моей песни нисколько не заимствован из народного напева и собственно принадлежит мне, а я очень рад, что умел его сделать народным".
Варламовым было задумано издание широкомасштабного собрания песен различных славянских нардов: русских, украинских, польских, чешских, сербских и других. Первый выпуск (сборник "Русский певец") предполагал дать 100 русских и украинских образцов песенных обработок, но успел он подготовить для публикации только 43.
В конце 50-х годов XIX века журнал "Орел", подчеркивая неиссякаемую популярность варламовской музыки, писал: "И поныне своды храмов, залы дворцов, сцены театров, гостиные вельмож, мансарды чиновников, дощатые потолки убогих хат и широкие поля оглашаются его дивной и задушевной мелодией".
Продолжают любить романсы и песни А.Е. Варламова и сейчас, в XXI веке. Народный клуб любителей русских басов в год 200-летия со дня рождения Александра Егоровича Варламова посвятил ему свое очередное собрание "Русские басы в старинном русском романсе", которое проведено 4 ноября 2001 года в конференц-зале Российской государственной библиотеки.

по Истории русской музыки, том 5, издательство "Музыка"

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки